юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки




На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:



МинПечати об авторском праве в Сети

В ранее отправленном письме министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, были поставлены следующие вопросы, ответы на которые приводятся по каждому вопросу и снабжены небольшим авторским комментарием:

  1. Является ли авторская работа (статья) размещенная на сайте в Интернет объектом авторского права?

    “По мнению МПТР России авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернет является объектом авторского права в случае, если она является произведением в смысле статей 5, 6 и 7 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон)”

    Комментарий:

    Статья 5 определяет, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме в России или за ее пределами.

    Статья 6 определяет объект авторского права, указывая, что “авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме…”. Далее указывается, что, во-первых, “авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, “авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.

    В статье 7 дается неполный перечень произведений, являющихся объектами авторского права (первыми в списке – литературные произведения) чем, собственно, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в статье 8 произведениям, не являющимися объектами авторского права (перечень исчерпывающий) они никак не относятся.

    Таким образом, электронная статья однозначно является объектом авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.

  2. Является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте?

    “Размещение авторской работы, являющейся авторским произведением в соответствии с Законом, на сайте в Интернет является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения”

    Комментарий:

    Целесообразно, пользуясь законом разобрать разницу в “обнародовании” и “публикации” статьи. Итак, по статье 4 Закона:

    Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом

    Опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

    МПТР РФ вопрос о публикации оставил без внимания. Жаль! Его решение не бесспорно. С одной стороны, есть черты опубликования, а с другой – они не все.

    Не вдаваясь в детальный анализ, интересно отметить, что при размещении статьи на сайте, “выпуска в обращение” не происходит, но экземпляры возникают! Причем возникают они, можно сказать, “самопроизвольно” (подробнее – см. пункт 3).

    Кстати, при размещении чужих материалов на сайте иногда прикрываются статьей 18 рассматриваемого закона (“воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения”), где указано, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях. Однако, на основании всего вышеописанного, формулировка “воспроизведение в личных целях путем обнародования” кажется абсурдной.

  3. Когда пользователь обращается к тому или иному материалу, находящемуся на Интернет-сайте, компьютер пользователя получает копию материала. Именно эту копию видит на своем мониторе пользователь. Является ли указанная копия “экземпляром произведения”?

    “Копия авторского произведения, получаемого из Интернет, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т.е. копия изготовляется в материальной форме”

    Комментарий:

    Запись копии осуществляется во временный каталог на компьютере пользователя, из него и происходит ее воспроизведение на экран монитора. Следовательно, вольно или не вольно возникает “экземпляр” со всеми вытекающими правовыми последствиями.

  4. Является ли сайт средством массовой информации, в т.ч. “иным средством массовой информации”?

“Сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации””

Комментарий:

Самое время обратиться к эти самым признакам СМИ и разобраться в соотношении сайта и СМИ. Итак, в соответствии со ст.2 указанного Закона, “под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”. Соответственно, “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Закон упоминает и “специализированное СМИ”: “под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”. Есть в Законе и статья 24 (“Иные средства массовой информации”), где четко сказано: “Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Итак, определение “массовой информации” вполне подходит к информации на сайтах, т.к. содержащееся на них (в т.ч. “аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначено “для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона - "да", поскольку, “периодическое распространение массовой информации” и является одной из основных целей многих сайтов. Таким образом, получается, что сайт является средством массовой информации.

Следуя далее по тексту Закона можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (Закон о СМИ: “под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера - главным редактором (“под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию [независимо от наименования должности] и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако, при этом сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, в большинстве своем, не являются журналистами (т.к. “под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию”), далеко не все отечественные сайты зарегистрированы как средство массовой информации.

Несмотря на весь оптимизм вышеизложенного, надо признать, что безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества позиция о свободе распространения и копирования любой информации оказавшейся в сети. Увы, у этой точки зрения много поклонников, они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но все-таки, из действующего законодательства России следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и, соответственно, им охраняются. Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения закона “об авторском праве и смежных правах” и автор вправе рассчитывать на соблюдение основных положений этого закона читателями.

 

Источник информации: https://internet-law.ru/articles/minpechati-ob-avtorskom-prave-v-seti-2.htm

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: