Красиво, правда?
Основные ссылки










Яндекс цитирования

Рассылка 'BugTraq: Закон есть закон'



Rambler's Top100



Ваше право на е-коммерцию

(интервью газете "Новости Интернет")

1. Расскажите, пожалуйста, какая сейчас ситуация с законодательством, регулирующим интернет-коммерцию в Рунете?

Ситуация, надо сказать, не простая… Законодательства об интернет-коммерции, как такового, нет. В настоящий момент у нас существует множество нормативно-правовых актов (в т.ч. и законов), содержащих только общие положения или лишь затрагивающих отдельные вопросы электронной коммерции. Есть ряд подзаконных актов определяющих некоторые вопросы интернет-коммерции, скорее даже относящихся к ней, чем полноценно ее регулирующих.

В некоторых сферах, подзаконное законодательство продвинулось довольно далеко, например, в банковской сфере развита система электронных межбанковских расчетов на основе подзаконных актов Центрального Банка РФ, но этого явно недостаточно для полноценного правового регулирования и становления электронной коммерции в России.

Думаю, правовая база интернет-коммерции будет формироваться на основе существующей базы, прежде всего - гражданского кодекса, и урегулирования ряд приоритетных вопросов, к их числу я бы отнес: юридическую значимость электронного документа, ЭЦП, налоги, пошлины и сборы, лицензирование и сертификацию…

2. Что можно сказать о западном опыте правового регулирование электронной коммерции? Является ли он успешным? Берется ли он в расчет при разработке наших законов, регулирующих е-коммерцию, или мы, как всегда, "идем своим путем"?

Что касается западного опыта, то он несколько больше отечественного, но и он пока тоже находится в стадии формирования. По-моему, ориентиром России должен быть Европейский союз, его страны идут по пути формирования общего и национального законодательства, стараясь разрабатывать единые правила для всех стран-участников. Последнее сказанное особо актуально для сетевых отношений, поскольку им чужды государственные границы.

В целом же, правовое регулирование электронной коммерции в зарубежных странах развивается примерно в одном русле: наибольшее внимание уделяется вопросам регулирования электронного документооборота, статуса электронной цифровой подписи и детальной регламентации ее применения, развитию законодательства о системе электронных расчетов. В тоже время, существует и иная позиция: поскольку электронная коммерция носит международный характер, то локальное законодательное урегулирование ее слишком затруднительно, а значит, должно быть минимизировано и ориентировано на саморегулирование.

Говоря об отечественном “пути”, можно отметить, что он различен, но в целом, ориентир идет на формирующуюся правовую базу других стран, трансформируя необходимое под нашу правовую систему.

3. Зачастую получается так, что при разработке нового закона, наши законодатели уходят далеко в сторону от реалий жизни. В результате получаются совершенно неадекватные нормы, которые скорее осложняют отношения, нежели их регулируют. Не случится ли такого при разработке законов, касающихся е-коммерции? Участвуют ли в их подготовке специалисты по интернет-технологиям?

Трудно ответить на Ваш вопрос… К сожалению, порой законопроект, проходя все жернова Государственной Думы обретает такую редакцию, что авторы законопроекта открещиваются от него. Надеюсь, эта участь минует подготовленные проекты в сфере электронной коммерции.

Что касается круга специалистов, участвующих в законопроектной работе, то он достаточно широк и это хорошо, поскольку правовая база Рунета должна формироваться с участием самых разных представителей Сети. Правовую базу электронной коммерции должны формировать преимущественно юристы Сети, а не гос. аппарата. Именно они должны защищать интересы сетевого сообщества на законодательном уровне, подготавливать и отстаивать законопроекты необходимые Сети.

И делать это лучше сейчас, на стадии подготовки законопроекта, а не потом, когда его необходимо будет исправлять. Ругать и критиковать закон легко, создать хороший - сложнее (знаю по опыту). Поэтому, разработка нормативно-правовой базы электронной цифровой подписи, документооборота, системы расчетов и, вообще, электронной коммерции требует активного участия специалистов разных сфер и учета существующей мировой практики.

4. Пока не приняты соответствующие нормативные акты, каким образом регулируется е-коммерция? Были ли прецеденты судебных разбирательств по делам, связанным с е-коммерцией?

Вообще, хотя электронная коммерция в современном мире и приобрела глобальный характер, многие отношения определяются двух-, трех- и многосторонними соглашениями, основывающихся на классических отраслях права. Основное правило, которое лежит в основе этих соглашений это договоренность о недопустимости сомнений в действительности или обязательности договора, только из-за того, что он заключен в электронной форме. Подобные соглашения, порой, не безупречны с правовых позиций, поэтому их существование следует рассматривать как переходное явление.

Что судебных разбирательств, то в числе первых, по-моему, было хрестоматийное разбирательство в 1993 году по поводу ЭЦП "Межбанковского финансового дома" и фирмы "Юкон", а в числе последних, правда, на уголовную тему, задержание на днях мошенника, закупавшегося в интернет-магазине "Bolero". Поскольку сам магазин принял участие в поимки злоумышленника, думаю, это дело вскоре будет в суде.

Вообще, современное материальное право, хоть и не достаточно отражает реалии, но вполне позволяет привлекать к уголовной ответственности нарушителей (подробнее это рассмотрено в моей статье "Хакер и закон", по адресу: http://www.infoart.ru/it/legal/hackers.htm). Увы, отстает процессуальное право (определяющее порядок рассмотрения дела, доказательственную базу и др.) в этой сфере пока еще действуют кодексы РСФСР, которые, конечно, существенно отстали от современных правоотношений.

5. Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы развитие е-коммерции двинулось с мертвой точки, на котором оно топчется из-за отсутствия четкой нормативной базы?

Как говорится: "сколько юристов - еще больше мнений". Шутка... Неразвитость законодательства в сфере электронной коммерции, конечно же, серьезно тормозит ее развитие у нас в стране. Согласитесь, не каждый предприниматель может позволить себе играть в игру, правила которой не определены. Поэтому, необходимо развитие законодательства, определяющего общие "правила игры" в сфере электронной коммерции. Я умышлено, не называю конкретных законопроекты, поскольку их сейчас порядка десяти, они по-разному регламентируют те или иные вопросы обсуждаемой сферы, в них вносятся поправки и изменения. Главное, чтобы "правила игры" были определены, а реальные достоинства и недостатки выявит только практика.

Надо сказать, что точку зрения о необходимости законодательного регулирования электронной коммерции, уже разделяет подавляющее большинство как юристов, так и предпринимателей интернета. Отсутствие правовой базы, конечно, является серьезной проблемой, влияющей на развитие коммерческой деятельности в сети. В настоящее время, есть несколько теоретических подходов к этой задаче. Один из них связан с принятием глобального нормативного акта, в полном объеме регламентирующего электронную коммерцию и всех ее аспектов. Решение представляется интересным, но вряд ли осуществимым. Предпочтительным, мне кажется, дополнение современной правовой базы отдельными нормативно-правовыми актами, реально регламентирующими некоторые, но необходимые аспекты интернет-коммерции, а также расширяющими процессуальный механизм защиты пользователей электронных технологий.

Есть и ряд других вопросов требующих законодательного урегулирования, но и увлекаться "законотворчеством" нельзя. Сама по себе, сеть Интернет, за период своего существования великолепно продемонстрировала эффективность своего саморегулирования и развития в отсутствие государственного воздействия. Так нужно ли Сети законодательство? Думаю, да. Но оно должно быть не глобальным и всеохватывающим, а регулирующим только отдельные аспекты ее использования.

6. Отсутствие государственных границ в интернете может породить большое количество таможенных и налоговых споров. Как должны регулироваться подобные вопросы, по вашему мнению?

Идеальным, я думаю, для нас был бы зарубежный опыт. Естественно, что при покупке товаров через Интерент-магазин, сама сделка может пройти через такое количество государственных и таможенных границ, что цена товара возрастет на столько, что он утратит интерес для покупателя. Поэтому зарубежные страны склоняются к очень ограниченному, точнее осторожному, распространению на электронную коммерцию таможенного и налогового законодательства.

До недавнего времени, отечественные налоговые органы не затрагивали тему налогообложения деятельности в Интернет. Однако следует полагать, что с увеличением объёмов электронной коммерции возрастёт и интерес налоговых органов к контролю и налогообложению Интернет-магазинов. В настоящее время, налоговые органы все пристальнее рассматривают Интернет-магазины и, по моим сведениям, магазины скоро ждут не только нормативные акты в сфере их деятельности, но и проверки. Кроме уже названного, множество проблем вызывает и законодательство о валютном регулировании и валютном контроле. Для нормального становления электронной коммерции, оно тоже требует корректировки.

7. В условиях отсутствия общей правовой базы, регулирующей большинство вопросов, касающихся интернета в целом, не будут ли законы о е-коммерции неэффективны и неприменимы?

Все зависит от закона. Главное, чтобы право регулировало только те отношения, которые с помощью государство оно в состоянии реально обеспечить. Поэтому, Интернет нуждается в государственном регулировании только отдельных вопросов. Кстати, на мой взгляд, необходимо развитие законодательства не только в сфере электронной коммерции, но и в некоторых других областях, например, разработка механизмов безбумажной работы с государственными структурами по зарубежному аналогу.

Помимо этого, думаю, в скором времени появятся онлайн и офлайн судебные, в том числе третейские органы, которые будут разрешать экономические споры в области электронной коммерции, тем более что в большинстве случаев урегулирование спора в подобном третейском суде оптимально для спорящих сторон. Для формирования его состава можно выбрать компетентных специалистов в области права и информационных технологий, что позволит разрешить спор максимально быстро и справедливо.

С другой, стороны, продолжая разговор о роли государства, отмечу, что его чрезмерная "забота" способна задушить электронную коммерцию. В случае введения излишних налогов, сборов и иных "поборов" электронная коммерция утратит свои достоинства и окажется неэффективной и экономически невыгодной. Влияние может оказать и множество иных факторов, влияющих на сеть: высокая повременная оплата телефонных услуг, "суровая" законодательная регламентация существования провайдеров, неоправданная регистрация и лицензирование Интернет-деятельности и другое.

Но не все так грустно, и это главное. Я думаю, что Россия сможет в ближайшие годы создать хорошее законодательство в сфере электронной коммерции и найти оптимальный баланс государственных и частных интересов в этой сфере, во всяком случае, есть все основания надеяться на это.

© Антон Серго, 2000
mail@internet-law.ru

www.internet-law.ru


ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

 

Источник информации: http://www.internet-law.ru/articles/interview2.htm

 

Добавить эту страницу в закладки:

 


 

Разработка сайта
ArtStyle Group