Красиво, правда?
Основные ссылки










Яндекс цитирования

Рассылка 'BugTraq: Закон есть закон'



Rambler's Top100



Необъяснимый сайт

Врез: Особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет, обуславливают необходимость обобщения в специальных нормативных актах как собственно юридических норм, так и норм технического характера. Наибольшие сложности возникают в тех случаях, когда техническая терминология фактически не получает должного разъяснения на правовом уровне.

Определение отсутствует

Что такое сайт? Это вроде бы понятно каждому, но сложно объяснимо. В рамках настоящей работы под сайтом понимается совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования всех компонентов сайта.

Как нетрудно убедиться все составляющие сайта охраняются законодательством об интеллектуальной собственности, которое позволяет эффективно их защищать. Сам сайт в целом можно рассматривать по-разному, если брать его техническую составляющую, то, как совокупность программ для ЭВМ или Базу данных, а если делать акцент на информационной составляющей сайта – то, как СМИ, хотя, конечно, не каждый сайт попадает в эту категорию.

Является ли сайт совокупностью Программ для ЭВМ? Пожалуй, да, поскольку каждый его компонент является программой для ЭВМ, иначе его существование в цифровой форме было бы невозможно. Является ли сайт в целом Базой данных? Тоже да, поскольку по Закону “Об авторском праве и смежных правах” база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Именно такую систематизированную совокупность данных и представляет собой сайт. Более того, комплексное рассмотрение сайта как базы данных представляется наиболее верным с точки зрения действующего законодательства.

В тоже время к сайту применимо и законодательство о СМИ, поскольку если законодательство о программах для ЭВМ и БД регламентирует вопросы сайта как формы, то законодательство о СМИ регулирует его содержание, но об этом чуть позже.

Редкий сайт создается сегодня усилиями одного лица, обычно, этим занимается целая команда. Это могут быть сотрудники организации – заказчика, профессиональная дизайн-студия или группа энтузиастов. Во избежании возможных недоразумений, все взаимоотношения как с командой, так и внутри нее предпочтительно построить на договорной основе, а каким образом, нужно определять по ситуации.

Поскольку сайт (как в целом, так и его компоненты) является объектом авторского права (электронным, цифровым произведением), то и взаимоотношения между разработчиками, а также вся их деятельность не должна противоречить законодательству об авторском праве и смежных правах: вопросы соавторства, служебного произведения, использование в составе сайта чужих разработок (текстовых, программных, музыкальных, графических, элементов дизайна и другие).

Применительно к договору заказчика с разработчиком (или разработчиками) можно дать лишь общие рекомендации. Прежде всего, все имущественные права на созданный сайт и его компоненты должны переходить к заказчику по окончанию работ. Кроме того, в договоре необходимо оговорить вопросы использования ранее созданных разработчиком (или третьими лицами) элементов, чтобы создание сайта носило оригинальный и творческий характер. Обязательность использования компонентов, свободных от прав третьих лиц, сведет к минимуму претензии в дальнейшем к владельцу сайта со стороны третьих лиц. Необходимо в договоре также определить допустимость дальнейшего использования разработчиком созданных элементов для впоследствии разрабатываемых сайтов и их компонентов во избежание “легального клонирования” различных фрагментов сайта, его дизайна.

Информационное наполнение сайта должно строится на основе действующего законодательства об авторском праве и смежных правах, а также о СМИ и рекламе. Размещение на сайте рекламной информации (о владельце сайта) или о других лицах должно соответствовать действующему законодательству о рекламе с учетом его особенностей, предусмотренных для определенных субъектов предпринимательской деятельности и видов рекламируемых товаров, услуг.

Вообще, владелец сайта несет ответственность за все, что появляется на его сайте, в том числе и за то, что сам он на сайте, возможно, и не размещал. Во избежание недоразумений и с целью более тщательного продумывания посетителями (особенно – анонимными) своих высказываний желательно выработать правила пользования указанными сервисами.

Сайт и СМИ

Не вдаваясь в дискуссию: является ли сайт средством массовой информации или нет, и применимо ли к сайтам законодательство о СМИ целесообразно просто рассмотреть текст Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I “О средствах массовой информации” и понять насколько он отражает (или не отражает) реалии жизни сетевых информационных ресурсов.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О СМИ”: “под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”. Соответственно, “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Итак, определение “массовой информации” вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и материалы (в том числе “печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначены “для неограниченного круга лиц”, за исключением сайтов с ограниченным доступом.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона, - да, поскольку “периодическое распространение массовой информации” (в той или иной форме) является одной из основных целей многих сайтов. Таким образом, получается, что сайт является средством массовой информации. При этом, он явно не относится ни к печатным, ни к телерадиовещательным. Для него есть особая категория – специализированное СМИ. Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого Законом “О Средствах массовой информации” установлены специальные правила. Такие правила установлены в ст. 24 Закона. Из этой нормы вытекает, что часть первая (правила, установленные Законом для периодических печатных изданий), применяется к изданиям созданным и распространяемым (тиражируемым) на материальных носителях – дискетах, компакт-дисках. А часть вторая (правила, установленные Законом для радио- и телепрограмм) как раз и относится к сайтам, поскольку их информация распространяется непосредственно через телекоммуникационные сети. В тоже время, следует заметить, что с точки зрения применимости положений Закона и здравого смысла, в большинстве случаев Интернет-сайт тождественен печатному изданию.

Дискуссия о том, как же рассматривать сайт, возможно, скоро будет завершена законодательно. Дело в том, что уже достаточно давно существует инициативный авторский проект профессора М.А. Федотова подготовленный с учетом многих замечаний, когда-либо высказывавшихся в адрес действующего Закона (кстати, подготовленного с участием того же автора). В проекте выделяется самостоятельная категория – “сетевое СМИ” и определяется его правовой режим.

Возвращаясь к тексту действующего Закона “О СМИ” можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его регистрации можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (в Законе “под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера, - как главного редактора (“под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию [независимо от наименования должности] и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Итак, если сайт (информационный ресурс) не зарегистрирован как “иное СМИ”, то получается источник массовой информации, у которого есть “редакция” и “главный редактор”, но нет журналиста(-ов).

В принципе это поправимо, поскольку, ст. 52 Закона предусматривает распространение профессионального статуса журналиста на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; а также на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Зло или благо?

Вообще, в распространении на сайты законодательства о СМИ есть как положительные, так и отрицательные составляющие. Чтобы понять чего больше - нужно проанализировать закон.

Прежде всего, ст.1 Закона “О СМИ” закрепляет свободу массовой информации, Таким образом, сайт (как разновидность СМИ) защищен от нормотворческого произвола. Именно этим объясняется, множество несостоявшихся проектов регистрации, регулирования и ограничения существования сайтов.

Естественно, что статус СМИ накладывает на сайты определенные ограничения по содержанию.

Традиционные СМИ определенной направленности отсеиваются на стадии регистрации, а вот с сайтом, получившим статус СМИ, а затем перешедшем к запрещенной законом деятельности применение санкций выглядит труднее. Лишение статуса СМИ никак не скажется на деятельности сайта, состав его аудитории никак не изменится (в отличие от аналогичной ситуации для обычного СМИ).

Если регистрирующему сетевому СМИ государственному органу удастся найти общий язык с Региональным сетевым информационным центром (осуществляющим регистрацию доменов второго и некоторых третьего уровня в Российском сегменте сети Интернет) и хостинг-провайдерами, то логичным было бы одновременно с лишением статуса СМИ, лишение и соответствующего доменного имени. Безусловно, статус СМИ и доменное имя – совершенно разные составляющие сетевого издания, но подобное сочетание санкции не только наиболее логично и близко к приостановлению/прекращению деятельности обычного СМИ, но и достигает поставленной законодателем цели.

Регистрация домена и/или физическое размещения сайта в другой стране поднимает новый пласт юридических вопросов и проблем, решение которых неочевидно. Кроме того, необходимо учитывать в каких пределах законодательство России может быть применимо к сетевым СМИ существующим вышеописанным способом.

Формально, не вполне понятен и “Порядок опровержения” (ст.44) для сетевого СМИ. Владельцам сайта (редакции) законодательство предоставляет возможность осуществлять “Запрос информации”, в соответствии со ст.39: “Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции”. Будет ли адекватная реакция на запрос со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание…

Следует заметить, что на любое СМИ распространяются требования соблюдения конфиденциальности информации.

Закон не устанавливает необходимость сохранения копий материалов для иных (сетевых) СМИ, однако, это целесообразно осуществлять во избежании необоснованных претензий и на случай запроса суда.

Если среди норм законодательства о СМИ для большинства сайтов они применимы, то отдельные информационные ресурсы оказываются вообще неурегулированными или в почти невыполнимых условиях.

Как указывается “Стандарт предназначен для производителей электронных изданий”. По определению ГОСТа “электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения”. В законодательстве содержится другое определение: “электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях” или “в сетевом режиме” (добавление из преамбулы Закона).

Вообще, следует признать, что в законодательстве присутствует нечеткость в определениях. Например, электронные издания – это программы для ЭВМ (по ГОСТу), электронные СМИ – это телевизионные и радиопрограммы (по законодательству о выборах). Помимо этого в ГОСТе присутствует и понятие “электронное сетевое издание”. Указанный документ, уникален во многих отношениях и, видимо, еще не раз будет предметом бурной юридической дискуссии, а в настоящей статье имеет смысл только затронуть те его положения, которые имеют прямое отношение к сетевым СМИ (электронным изданиям).

Стандарт различает электронные издания: по наличию/отсутствию печатного эквивалента, по природе основной информации (текстовое [символьное], изобразительное, звуковое, мультимедийное и программный продукт), по целевому назначению, по технологии распространения (локальное, сетевое, комбинированное).

Опуская подробности, можно сказать, что основное практическое назначение ГОСТа (носящего рекомендательный характер) определить размещение объем выходных сведений электронных изданий. Как указывается: “Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. Титульный лист может состоять из нескольких частей, связанных между собой переходами”.

Однако, поскольку ГОСТ пока носит рекомендательный характер и противоречит Закону “О СМИ”, следует руководствоваться последним. Объем выходных данных установлен в ст.27, но не все они физически присутствуют у сетевого издания, поэтому, представляется, что необходимым и достаточным будет указание:

  • Полное название сетевого СМИ,
  • Информация об учредителе (учредителях) и главном редакторе,
  • Информация о регистрации издания (если осуществлена),
  • Адреса и телефоны редакции,
  • Иные сведения, предусмотренные законодательством об авторском праве и смежных правах.

Представляется, что в выходных данных редакция может указывать и иные сведения (по своему усмотрению) размещение которых не противоречит действующему законодательству.

Вообще, сетевые СМИ все чаще попадают в поле зрения законодателя и, возможно, уже скоро будут разработаны правовые акты, которые, учитывая интернет-специфику, позволят решать возникающие вопросы этой сферы.

© Антон Серго, 2003
mail@internet-law.ru

www.internet-law.ru


ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

 

Источник информации: http://www.internet-law.ru/articles/site.htm

 

Добавить эту страницу в закладки:

 


 

Разработка сайта
ArtStyle Group