Письмо
Госстроя РФ от 8 августа 2002 г. N СК-4477/13
О
нарушениях в управлении жилищно-коммунальным комплексом
Согласно
поступающей в Госстрой России информации в отдельных муниципальных образованиях
субъектов Российской Федерации (Мурманская, Московская, Калужская области и
др.) имеет место передача функций управления жилищно-коммунальным комплексом
подрядным муниципальным предприятиям, обслуживающим жилищный фонд.
Согласно Концепции реформы ЖКХ в Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N
425, основой системы управления жилищно-коммунальным хозяйством является
демонополизация ЖКХ и создание условий для конкуренции в этой сфере с
разделением функций управления и хозяйствования и переходом на договорные
отношения между заказчиками жилищно-коммунальных услуг и подрядчиками в целях
снижения издержек и повышения качества обслуживания населения.
В
постановлении Правительства Российской Федерации от 17.11.01 N 797, утвердившем
подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы, особое внимание уделено роли управляющих
компаний (служб заказчика) в развитии рыночных механизмов функционирования
жилищного хозяйства.
Службы
заказчика выполняют роль управляющих компаний по управлению и эксплуатации
общего имущества многоквартирных жилых домов, а подрядные организации,
выбираемые на конкурсной основе, работают согласно договорам на предоставление
жилищно-коммунальных услуг. При этом они освобождаются от несвойственных им
регистрационно-контрольных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с
населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от
других форм социального обслуживания населения.
Возврат к
монопольным принципам функционирования ЖКХ противоречит Закону Российской
Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" (статья 7),
постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О
совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по
социальной защите населения", нормативно-методическим материалам,
утвержденным приказом Госстроя России от 11.12.97 N 17-132, по реализации
вышеуказанной Концепции.
Госстрой
России считает недопустимым принятие подобных решений, так как именно в
разделении функций владения, управления и распоряжения муниципальной
собственностью заключается методологическая основа преобразований в
жилищно-коммунальном комплексе, и о подобных нарушениях будет информировать
Главное контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации и
Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Первый заместитель
председателя Госстроя России С.И.
Круглик