СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
№ 18-22
|
ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для водителей грузовых автомобилей
ТОИ Р-66-24-95
Дата введения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,
Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,
акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства
Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по
охране труда.
Предназначены
для организаций строительства, предприятий промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих
организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные
инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в
процессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификации
требований инструкций по охране труда специализированными организациями
разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются
министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкции
разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм
и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих
требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской
Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые
профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для
удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,
выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам
выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС
для этих профессий.
Водители
грузовых автомобилей (далее - «водители») при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
«Типовой инструкции по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил
по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения
Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации автомобилей.
1. Перед началом
работы водитель обязан:
а) убедиться в
наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний
безопасных методов работ;
б) иметь при
себе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист;
в) получить
наряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж по
специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр;
г) надеть
спецодежду и спецобувь установленного образца.
2. После
получения наряда-задания водитель обязан:
а) проверить
наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;
б) в целях
обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое
состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого
управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар,
стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных
приборов, зеркал заднего вида;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом,
водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить
уровень электролита в аккумуляторной батарее;
г) после
заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины,
испачканные нефтепродуктами.
Пролитые во
время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или
опилок;
д) проверить
работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и
контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу
тормозов и рулевого управления;
е) предъявить
автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража
(механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности
автомобиля.
3. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований
безопасности:
а)
неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация
автомобиля;
б)
несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему,
грузоподъемности, длине и другим параметрам;
в) отсутствии
или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального
устройства, огнетушителей.
Обнаруженные
нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать
это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля
в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией
автомобилей.
4. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водитель обязан:
а) явиться к
руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист
и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить
производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике
выполняемых работ;
б) ознакомиться
с местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, в
достаточной освещенности площадки;
в) обратить
внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж,
штырей, арматуры, а в холодное время года - снега и льда).
5. Во время работы водитель автомобиля обязан;
а) выполнять
маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для
окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
б) перед выходом
из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую
передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть
дверцы;
в) убедиться в
отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях
прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;
г) подавать
автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;
д) осуществлять
сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной
последовательности операций: затормозить прицеп стояночным тормозом; проверить
исправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа;
сцепить автомобиль и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечину
рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической и
электрической систем автомобиля и прицепа;
е) находясь на
линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного
устройства;
ж) при
необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствии
колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва;
з) при управлении
автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4, ее объема, снижать на
поворотах скорость до минимальной.
6. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться
в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа на
открытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения газа),
перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать капот
открытым до полного выветривания газа.
7. Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при
техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь
газ из системы питания.
8. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать
специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При
разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо
присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить,
9. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину
автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.
10. При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель,
затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.
11. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем
два противооткатных упора.
12. Неисправности системы питания следует устранять только после
охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с
помощью насоса.
13. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из
кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные
упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и
положить под него широкую подкладку из древесины.
14. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязан подставить
козелки, а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры.
15. При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следует
пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании
замочного кольца.
16. Для
выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов
специальными страховочными упорами.
17. Водителям запрещается:
а) перевозить
пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в
путевом (маршрутном) листе;
б) управлять автомобилем
в нетрезвом состоянии;
в) ставить
газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и
системы питания;
г) использовать
камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;
д) применять для
разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами
и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или
погасании горелки;
е) пользоваться
прямой передачей во время длительного спуска;
ж) двигаться на
крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;
з) закреплять
страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;
и) буксировать
порожним автомобилем груженый прицеп;
к) применять в
качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные
предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т.п.);
л) отдыхать или
спать в кабине автомобиля с работающим двигателем.
18. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под
приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и
в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных
механизмов.
19. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйти
из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки
автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле
следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей
или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности.
Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на
транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении
груза - потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна
осуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание его
опрокидывания.
20. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках
расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно быть
не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, - не менее 1,5 м. Если автомобили
устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и
задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние
между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
21. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен
укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен
располагаться равномерно по всей площади пола.
Штучные грузы,
возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными
канатами.
22. Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, без
промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении,
трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова.
При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними
прочные деревянные прокладки и распорки.
При укладке
грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или
покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой
вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием
всех крайних рядов.
23. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на
2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с
прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
При погрузке
длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль с
прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за
кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз не
цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и
движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
Запрещается
перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
загораживать грузом двери кабины водителя: располагать длинномерные грузы выше
стоек.
Крупногабаритные
и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями «Инструкции о
перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом».
24. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях
водитель обязан:
а) во время
тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость, и не обгонять
транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
б) не открывать резко
дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;
в) трогаться с
места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой
дроссельной заслонке;
г) при спуске с
уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
д) двигаться по
льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности
движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и
имеющим указатели и дорожные знаки.
25. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля
водитель обязан съехать с проезжей части дороги, выключить двигатель, включить
первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры
и установить сзади автомобиля предупреждающий знак.
26. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен
погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других
подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель
должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю
работ.
27. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему,
обязан:
а) без
промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие
предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) вызвать в
случае необходимости «Скорую помощь», а если это невозможно, отправить
пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное
заведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства,
после чего возвратиться к месту происшествия;
в) сообщить о
случившемся в ГАИ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать
прибытия работников милиции или следственных органов;
г) если
невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть,
предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к
дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
28. По окончании работы водитель обязан:
а) проверить
вместе с механиком автомобиль после возвращения с линии;
б) в случае
необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей,
подлежащих устранению;
в) выключить
двигатель;
г) при
безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и
двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;
д) закрыть
кабину на замок;
е) сообщить
руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном
состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.
СОДЕРЖАНИЕ