Разъяснение Главного
управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 16 декабря 2004 г.
По вопросам
применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения
и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"
Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ
104-03, является обеспечение выполнения системой оповещения и управления
эвакуацией (СОУЭ) своих функций в течение всего времени, необходимого для
завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения
безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться
на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. в
виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что
допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97*
"Пожарная безопасность зданий и сооружений".
При решении
вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных
линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели,
наряду с техническими средствами и соединительными линиями, являются одним из
элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ, допускается
воздействие опасных факторов пожара лишь в той степени, в которой это
воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для
завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем
виде:
tотк > tр + tн.э
где tотк - время начала пожара до момента отказа СОУЭ в
результате воздействия опасных факторов пожара, мин;
tр - расчетное время эвакуации людей, мин;
tн.э - интервал времени от возникновения пожара до
начала эвакуации людей, мин.
При выполнении
этого условия можно допустить применение пластиковых коробов.
В НПБ
104-03 "Системы оповещения и
управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"
необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской
предусмотрена для СОУЭ 4-го и 5-го типов. В качестве такой связи можно
использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства,
позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную
информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также
передавать управляющие команды лицам, ответственным за эвакуацию в зонах
оповещения.
Разработкой
спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не
существует утвержденных типовых текстов для речевого оповещения. Однако
основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.
Текст для
речевого оповещения должен:
- учитывать
несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;
-
способствовать предотвращению паники;
- содержать
общеупотребительные слова, состоять из простых предложений;
- обеспечивать
однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;
- указывать на
последовательность действий людей при пожаре;
-
способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.
Управление
СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого
специального помещения, отвечающего требованиям НПБ
88-2001*. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может
рассматриваться как информационный и справочный материал в части, не
противоречащей НПБ
104-03 и НПБ
88-2001*. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической
установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в
СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и
местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления
определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального
назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, исходя из
условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого
условия могут быть использованы требования нормативных документов по пожарной
безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения
безопасности людей при пожаре.
В соответствии
с разделом 2 НПБ
104-03 система оповещения и управления
эвакуацией - комплекс организационных мероприятий и технических средств,
предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении
пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.
Таким образом,
СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской
обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу по
разным побудительным мотивам. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой
оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако в целях
реализации п. 3.2 НПБ
104-03 под возможностью сопряжения
СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться
использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых
пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых
через средства массовой информации (телевидение, радио).
Необходимость
установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ
104-03. Допускается не
предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания
находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1, табл.
2 НПБ
104-03 не требуется система оповещения
людей о пожаре.
При
единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и
на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.
Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна
быть спроектирована в целях реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ
104-03).
Таким образом,
полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ
104-03 по оборудованию здания СОУЭ)
предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей
"Выход" и статистических указателей направления движения. В случае
нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также
предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.