Приказ
Минприроды РФ от 25 января 1993 г. N 14
Об утверждении Общего
положения о государственных природных заказниках общереспубликанского
(федерального) значения в Российской Федерации
Во исполнение
распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 г. N 659-р и
поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054
приказываю:
Утвердить
Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского
(федерального) значения в Российской Федерации согласно приложению.
Министр В.И. Данилов-Данильян
Приложение
Общее положение о
государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального)
значения в Российской Федерации
1.
Государственными природными заказниками общереспубликанского (федерального)
значения (далее - государственные природные заказники) объявляются природные
комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов
природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным и согласованным
использованием других видов природных ресурсов (объектов).
2.
Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные
комплексы, находящиеся на территории государственных природных заказников и
национальных природных парков.
3.
Государственные природные заказники находятся в ведении и управлении специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации.
4. Целями
объявления природных комплексов государственными природными заказниками
являются:
(а) сохранение
природных комплексов в естественном состоянии;
(б)
сохранение; воспроизводство природных ресурсов (объектов);
(в)
поддержание экологического баланса.
5. В
зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных
ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:
(а)
ландшафтными или комплексными, предназначенными для сохранения и восстановления
особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных
частей;
(б)
биологическими (ботаническими и зоологическими),предназначенными для охраны и
воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных
запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов,
ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и
исчезающих биологических видов и их генофонда;
(в)
палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений
остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое
научное значение;
(г)
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.),
предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а
также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный
гидрологический баланс;
(д)
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов
неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных
ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта
и т.п.).
6.
Государственные природные заказники в соответствии с законодательством
Российской Федерации образуются Правительством Российской Федерации по
представлению специально уполномоченных государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с
органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований.
7. Изменение
границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников
осуществляется в том же порядке, что и их образование.
8. Объявление
природных комплексов государственными природными заказниками производится, как
правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников земли,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков для
заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим
обоснованием его необходимости в установленном порядке.
9. На
территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут
быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное
время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная
деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред
окружающей природной среде, в том числе:
распашка
земель;
рубки главного
пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота,
заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных
растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая,
спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и
водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;
сбор
зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также
палеонтологических объектов;
предоставление
земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и
огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные
изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство
зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих
коммуникаций;
применение
ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и
стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные
работы;
проезд и
стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов,
бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные
виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования,
препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных
комплексов и объектов.
10. Конкретные
задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника
определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными на то
государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, в ведении и управлении которого находится конкретный заказник,
по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований.
11.
Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны
соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе
собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории,
входящих в границы государственного природного заказника.
12.
Государственные природные заказники обозначаются на местности
предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
13.
Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при
разработке планов и перспектив экономического и социального развития,
территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
14. Расходы по
обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных
природных заказников производятся за счет федерального бюджета, а также
внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.
15. Охрана
государственных природных заказников может осуществляться силами специальной
службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых
находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных
государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих
государственный экологический контроль.
16. К охране
государственных природных заказников могут привлекаться специализированные
инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и
объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический
контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.
17. Контроль
за соблюдением установленного режима государственных природных заказников
осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области
охраны окружающей природной среды.
Зарегистрировано в
Минюсте РФ 2 февраля 1993 г.
Регистрационный N 133