Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ
О
транспортной безопасности
(с изменениями от 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7
февраля 2011 г.)
Принят
Государственной Думой 19 января 2007 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года
Содержание
В целях
настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) акт
незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический
акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за
собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо
создавшее угрозу наступления таких последствий;
2)
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств -
отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта
незаконного вмешательства и его возможных последствий;
3)
компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности -
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством
Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в
области обеспечения транспортной безопасности;
4) обеспечение
транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы
правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного
комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
5) объекты
транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя
железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии,
автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и
автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные
и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения,
аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением
транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование
транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
6) оценка
уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств -
определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
7) перевозчик
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по
договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить
пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта
отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж
управомоченному на его получение лицу (получателю);
8)
специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности
- юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области
обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств;
9) субъекты
транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их
на ином законном основании;
10)
транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
11)
транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового
мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной
состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта
в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
12)
транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры,
транспортные средства;
13) уровень
безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая
степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
1. Целями
обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное
функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и
государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными
задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное
правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение
угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка
уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4)
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка
и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка
и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка
специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
8)
осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной
безопасности;
9)
информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение
транспортной безопасности.
Основными
принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) законность;
2) соблюдение
баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная
ответственность личности, общества и государства в области обеспечения
транспортной безопасности;
4)
непрерывность;
5) интеграция
в международные системы безопасности;
6)
взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
1. Обеспечение
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации.
2. Объекты
транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной
безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами
исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными
правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3.
Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной
безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Порядок
проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Оценка
уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной
безопасности, организациями и подразделениями федерального органа
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на
основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в
сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и
контроль за их применением.
3. Результаты
проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения
транспортной безопасности.
4. Сведения о
результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о
результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего
Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
1. Количество
категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
экономического развития.
2.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной
безопасности.
3.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют
компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке,
устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта.
1. В целях
принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные
уровни безопасности в транспортном комплексе.
2. Перечень
уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы
совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного
комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным
законом от 29 июня 2010 г. N
131-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
Требования по
обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности,
предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных
категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
экономического развития. Указанные требования являются обязательными для
исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
1. На
основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры
разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему
мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных
планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Планы
обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения
транспортной безопасности.
3. Сведения,
содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией
ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной
безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств,
указанных в части 2 статьи 4 настоящего
Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
4. Реализация
планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами
транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или
органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной
власти.
1. На работу,
непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не
принимаются лица:
1) имеющие
непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие
на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического
заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно
прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с
государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов
прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного
проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением
проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему,
если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения
прошло менее чем три года;
Федеральным
законом от 7 февраля 2011 г. N
4-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 марта 2011 г.
4) в отношении
которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом
"О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности
допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами,
представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также
для окружающей среды.
Федеральным
законом от 19 июля 2009 г. N
197-ФЗ в часть 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Перечень
работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным
законом от 23 июля 2008 г. N
160-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2009 г.
1. В целях
осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий
и связи, создается единая государственная информационная система обеспечения
транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
2.
Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том
числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о
пассажирах. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:
1) внутренние
и международные воздушные перевозки;
2)
железнодорожные перевозки в дальнем следовании;
3)
международные перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом;
4) перевозки
железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по
отдельным маршрутам, определенным уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области
обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
3.
Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах
формируются на основании информации, предоставленной:
1) субъектами
транспортной инфраструктуры и перевозчиками;
2)
федеральными органами исполнительной власти;
3)
иностранными государствами и организациями в рамках международного
сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
4.
Информационные ресурсы единой государственной информационной системы
обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного
доступа.
5. При оформлении
проездных документов (билетов) передаче в автоматизированные централизованные
базы персональных данных о пассажирах подлежат следующие данные:
1) фамилия,
имя, отчество;
2) дата и
место рождения;
3) вид и номер
документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной
документ (билет);
4) пункт
отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный,
транзитный);
5) дата
поездки.
6. Порядок
формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных
данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных
устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. Субъект
транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся
собственниками транспортного средства, которое выполняет международные
перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или)
через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных
основаниях, обеспечивают передачу данных, содержащихся в проездных документах
(билетах), в автоматизированные централизованные базы персональных данных о
пассажирах в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ
"О персональных данных", настоящим Федеральным законом, если
международными договорами Российской Федерации не установлено иное.
8. Контроль за
соблюдением порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в
автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах
осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
1. Субъекты
транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право:
1) в
установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной
безопасности;
2) вносить в
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения
безопасности Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по
обеспечению транспортной безопасности.
2. Субъекты
транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
1)
незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах
совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
2) выполнять
предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению
транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального
закона;
3) оказывать
содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного
вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и
условий их совершения.
3. Субъекты
транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение
требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон
вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального
опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
9 февраля 2007 года
N 16-ФЗ