Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
|
Утверждены
постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 27 декабря 2006 г.
№ 13
ТРЕБОВАНИЯ
К
ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ И ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) ПРИ
РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ СУДНА И (ИЛИ) ИНОГО ПЛАВСРЕДСТВА
НП-079-06
Введены в действие
с 1 июня 2007 г.
Содержание
Москва 2006
Настоящий нормативный документ
"Требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников
(персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного
плавсредства" устанавливает требования к планированию мероприятий по
действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной
установке судна и (или) иного плавсредства.
Подготовка и осуществление планов
мероприятий по защите работников (персонала) при радиационных авариях на
ядерной установке судна и (или) иного плавсредства, предоставление помощи
эксплуатирующей организацией, портом, другими плавсредствами представляет пятый
уровень системы организационных и технических мер глубокоэшелонированной защиты
при эксплуатации ядерной установки судна и иного плавсредства.
В документе используются термины и
определения, применяемые в законодательных актах и нормативных документах в
области использования атомной энергии.
Выпускается впервые*.
*Настоящий нормативный документ разработан
авторским коллективом в составе: Макаров В.И. (РНЦ "Курчатовский
институт"), Алешин М.В., Артеменко А.И., Плужников И.М. (Ростехнадзор),
Белов А.П., Шемпелев В.П., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ).
Документ разработан на основании международных
конвенций "Об оперативном оповещении о ядерной аварии", "О
помощи в случае ядерной или радиационной ситуации", Международного кодекса
по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения
(Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), Федерального закона
"Об использовании атомной энергии", Федерального закона "О
радиационной безопасности населения", постановлений Правительства
Российской Федерации "Положение о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "Положения о
взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций
на море и водных бассейнах России", а также Правил по радиационной
безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными
установками и радиационными источниками.
При разработке документа рассмотрены и учтены
замечания и предложения Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, Федерального агентства морского и речного транспорта
Министерства транспорта России, Российского Морского Регистра судоходства, РНЦ
"Курчатовский институт", Северо-Европейского межрегионального
территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУП
"Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова",
ОАО ЦКБ "Айсберг", ОАО "Мурманское морское пароходство".
Нормативный документ прошел правовую
экспертизу в Минюсте России (письмо Минюста России от 12 февраля 2007 г. №
01/1115-АБ).
1.1. Настоящий нормативный
документ "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите
работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и
(или) иного плавсредства" устанавливает требования к планированию мероприятий
по действиям и обеспечению защиты работников (персонала) в случае возникновения
радиационных аварий и выхода ионизирующего излучения и (или) радиоактивных
веществ за физические барьеры безопасности при эксплуатации ядерной установки
судна в море и (или) в порту.
1.2. Настоящие Правила
устанавливают требования:
■ к порядку разработки Планов
мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных
авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства, их согласования
и утверждения;
■ к организационно-техническим
мероприятиям, проводимым работниками (персоналом) судна (далее - работники),
эксплуатирующей организацией по поддержанию постоянной готовности к выполнению
Планов мероприятий по действиям и защите работников при радиационных авариях на
ядерной установке судна и (или) иного плавсредства (далее - судно) при
нахождении судна в море и (или) в порту (далее - судовой План мероприятий в
море и (или) судовой План мероприятий в порту - судовые Планы мероприятий);
■ к обновлению и пересмотру судовых
Планов мероприятий.
1.3.
Настоящие Правила распространяются на планирование мероприятий по действиям и
защите работников при радиационных авариях органами управления использованием
атомной энергии, эксплуатирующими организациями, работниками судов с ядерными
установками, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в
области использования атомной энергии, а также людьми, временно находящимися на
судне.
1.4. Настоящие Правила
распространяются на эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ядерные
установки судов и (или) иных плавсредств, в том числе плавучие энергоблоки с
ядерными энергетическими установками.
2.1.
Эксплуатирующая организация планирует и обеспечивает готовность к действиям и
защите работников при радиационных авариях на ядерных установках судов.
Готовность к действиям работников при возникновении радиационных аварий должна
быть составной частью действующей в эксплуатирующей организации системы
управления безопасностью.
2.2. В целях обеспечения
готовности к защите работников при радиационных авариях на ядерной установке
судна эксплуатирующая организация должна разработать типовые судовые Планы
мероприятий в море и (или) в порту для руководства ими работниками судов при
составлении судовых Планов мероприятий на каждом конкретном судне с учетом
специфики ядерных установок судна.
2.3. На
каждом судне, с учетом его специфики, разрабатываются судовые Планы мероприятий
на основе типовых Планов мероприятий, согласовываются с эксплуатирующей
организацией и утверждаются капитаном судна.
2.4. Для определения
единых общих организационных и технических подходов к разработке судовых Планов
мероприятий и подготовке работников судов к действиям в радиационно опасных
условиях эксплуатирующая организация, с привлечением при необходимости других
организаций, должна разработать руководство по борьбе за живучесть судна при
проектных и запроектных авариях.
2.5.
Руководство по борьбе за живучесть судна при проектных и запроектных авариях
должно определять:
■ основные направления ведения борьбы за
живучесть ядерной установки и судна в целом в условиях радиационной аварии;
■ методы оповещения о радиационной
аварии на судне и внешних организаций;
■ способы приведения ядерной установки в
безопасное состояние;
■ направления деятельности работников по
локализации радиационных аварий;
■ способы ведения борьбы за живучесть
судна в условиях радиационных аварий с соблюдением приоритета мер безопасности
работников;
■ методы восстановления физических барьеров
безопасности и работоспособности ядерной установки.
2.6.
Руководящий персонал судна и начальники служб судна выполняют функции
координирующего органа объектового уровня единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объектовой комиссии,
планирования и управления действиями работников судна по предупреждению, при
угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при
радиационных авариях на ядерной установке.
2.7. При
разработке судовых Планов мероприятий должны учитываться результаты анализа
проектных и запроектных аварий ядерной установки, оценки вероятных путей их
протекания, анализа последствий радиационных аварий, в том числе результаты,
характеризующие наихудшие радиационные последствия, полученные при
проектировании и по опыту эксплуатации ядерных установок.
2.8. Для
каждого судна при нахождении его в море и (или) в порту должны быть
разработаны:
■ судовые Планы мероприятий;
■ инструкции по действиям работников в
аварийных ситуациях;
■ судовые расписания по сигналу тревоги
"Радиационная опасность";
■ схемы оповещения о радиационной аварии.
2.9. В
судовых Планах мероприятий должны устанавливаться первоочередные действия, а
также общие мероприятия, выполняемые всеми работниками судна при возникновении
нарушений в эксплуатации ядерной установки, создающих радиационную опасность.
Форма судовых Планов мероприятий определяется эксплуатирующей организацией.
2.10. В
эксплуатирующей организации и на судах должны быть определены распорядительными
документами должностные лица, ответственные за общее и непосредственное
руководство проведением мероприятий по планированию и обеспечению готовности к
действиям и защите работников при радиационных авариях на ядерной установке, их
конкретные обязанности и порядок замещения этих должностных лиц.
2.11.
Эксплуатирующая организация, в пределах своей компетенции, разрабатывает
положение о порядке подбора, подготовки, допуска к работе, аттестации,
переподготовки, повышения и поддержания квалификации работников судов,
определяющее организацию функционирования системы комплектования экипажей судов
и поддержания квалификации членов их экипажей на требуемом уровне.
2.12. Эксплуатирующая
организация должна поддерживать укомплектованность экипажа судна, в реакторные
установки которого загружено ядерное топливо, обеспечивающую выполнение всех
действий по защите работников и выполнение судовых Планов мероприятий.
2.13. Для
отработки действий работников в условиях радиационных аварий эксплуатирующая
организация должна разрабатывать программы и методики подготовки, проведения
тренировок и учений на ядерных установках судов, контролировать качество их
выполнения. Периодичность тренировок и учений (плановых и внезапных) должна
обеспечивать поддержание готовности работников к действиям при радиационных
авариях на установленном уровне.
2.14. Руководители
тренировок и учений по отработке практических действий работников в условиях
радиационных аварий, проводимых на судне в море и (или) в порту индивидуально и
(или) во взаимодействии с работниками порта, должны регистрировать проведение
мероприятий с указанием достигнутых результатов в соответствующих документах.
2.15. Для
выполнения судовых Планов мероприятий должностными лицами судна необходимо
обеспечить:
■ изучение и выполнение работниками
возложенных на них обязанностей;
■ размещение в установленных местах
средств индивидуальной защиты (в том числе запасных), медицинских
индивидуальных аптечек с противорадиационными препаратами и с инструкциями по
их применению, дозиметров и радиометров, рабочие диапазоны которых должны
соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий;
■ исправность основных и дублирующих
технических средств систем (элементов), важных для безопасности ядерной
установки и систем связи;
■ учет всех людей, находящихся на судне;
■ определение помещений для работников,
подвергшихся радиационному воздействию;
■ прогнозирование возможного повышенного
облучения работников, обслуживающих ядерную установку, которые могут быть
привлечены к выполнению аварийных работ.
2.16.
Судовой План мероприятий в порту должен быть согласован с Планом мероприятий по
защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его
акватории (далее - Портовый аварийный план), в части оповещения об аварии,
периодичности предоставления последующей информации о состоянии ядерной
установки и судна, координации действий при реализации совместных мероприятий
по ликвидации радиационных аварий.
Состояние ядерной установки судна в
порту должно соответствовать требованиям документа, определяющего правила
радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с
ядерными установками и радиационными источниками.
2.17. Для
оказания помощи и оперативного принятия мер по ликвидации радиационных аварий и
их последствий на ядерной установке судна должны привлекаться силы и средства
(при необходимости):
■ эксплуатирующей организации;
■ организации морской спасательной службы
Федерального агентства морского и речного транспорта;
■ профессиональные
аварийно-спасательные формирования Росатома в соответствии с планами
взаимодействия при ликвидации (локализации) радиационных аварий на ядерной
установке судна и (или) иного плавсредства.
2.18.
Капитану судна с аварийной ядерной установкой должна быть предоставлена эксплуатирующей
организацией информация о направлении на судно аварийно-спасательных
формирований, их составе и руководителях, опознавательных знаках средств
доставки.
2.19. Руководители
аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, прибывшие на
судно с аварийной ядерной установкой, участвуют в ликвидации радиационной
аварии и ее последствий, координируя свои действия с капитаном судна в
соответствии с документом, определяющим взаимодействие с организациями,
предоставляющими помощь при чрезвычайных ситуациях.
Судовые Планы мероприятий должны основываться на исходных
данных, характеризующих готовность судна и ядерной установки к обеспечению
безопасной работы технических средств и содержать разделы:
■ исходные данные;
■ мероприятия и действия по защите
работников при радиационных авариях на ядерной установке судна в море;
■ особенности судового Плана мероприятий
в порту.
3.1.1. В качестве исходных данных
должна использоваться информация, определяющая:
■ укомплектованность экипажа судна
работниками, обслуживающими ядерную установку и имеющими разрешения на право
ведения работ в области использования атомной энергии;
■ техническое состояние систем (элементов)
ядерной установки нормальной эксплуатации и систем (элементов) безопасности,
состояние запасов рабочих сред, средств индивидуальной защиты, радиационного и
дозиметрического контроля, медицинского обеспечения, соответствие анализов
рабочих сред контуров ядерной установки требованиям эксплуатационных
документов;
■ результаты проведенных плановых
осмотров и ремонтов систем (элементов) ядерной установки, включая физические
барьеры безопасности;
■ результаты
комплексной и функциональной проверок систем (элементов) ядерной установки и
устранения выявленных нарушений;
■ обеспеченность непрерывного контроля и
регистрации параметров и условий работы ядерной установки в соответствии с
требованиями эксплуатационных документов;
■ время прибытия на рабочие места
работников по сигналу тревоги "Радиационная опасность";
■ данные
о системе радиационного контроля судна, в том числе:
- об аппаратурном обеспечении измерений
концентраций радиоактивных аэрозолей и газов, а также гамма и нейтронных излучений
согласно судовой картограмме;
- о возможностях индивидуального
дозиметрического контроля в нормальных и аварийных режимах работы ядерной
установки.
3.1.2. В эксплуатационные документы
должны быть внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе:
■ о радиационной обстановке в помещениях
контролируемой и наблюдаемой зон;
■ о выполненных измерениях при нормальных
условиях эксплуатации ядерной установки, результатах расчетных оценок при
проектных и запроектных авариях;
■ о результатах прогноза последствий
проектных и запроектных аварий, включая результаты расчетной оценки
радиационной обстановки в случае аварии с наихудшими радиационными
последствиями;
■ о
сценариях, рассмотренных в проекте ядерной установки, радиационных аварий и по
опыту эксплуатации ядерных установок с указанием:
-
расчетного количества поступающих радионуклидов;
-
длительности поступления радиоактивных веществ;
-
расчетных уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений;
- оценки
индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения работников;
- оценки
количества пострадавших, которым потребуется медицинская помощь;
■ об
оценке вариаций радиационной обстановки на судне и в акватории судна в
зависимости от погодных условий.
Раздел должен содержать организационно-технические
мероприятия и действия по защите работников при радиационной аварии на ядерной
установке, порядок действий при выполнении работ в условиях радиационной аварии
и состоять из приведенных ниже подразделов, в которых необходимо представлять
информацию по следующим направлениям.
3.2.1. Идентификация
аварийного состояния ядерной установки судна.
Необходимо представлять:
■ порядок идентификации работниками
ходовой вахты аварийного состояния ядерной установки и возможных радиационных
последствий;
■ схему докладов работников о нарушениях
пределов и условий безопасной эксплуатации ядерной установки;
■ действия по восстановлению нормальной
эксплуатации ядерной установки, определению возможных причин, характера и места
радиационной аварии;
■ условия, при которых реакторная
установка немедленно переводится в подкритическое состояние.
3.2.2.
Условия подачи на судне сигнала тревоги "Радиационная опасность".
Должны быть указаны:
■ значения превышений пределов уровней
радиации в помещениях и контурах ядерной установки, при достижении которых
принимается решение об объявлении на судне сигнала тревоги "Радиационная
опасность";
■ нарушения пределов и (или) условий
безопасной эксплуатации ядерной установки, при возникновении которых реакторная
установка должна быть переведена в подкритическое состояние и режим
расхолаживания;
■ перечень
должностных лиц судна, имеющих право отдавать распоряжение о подаче на судне
сигнала тревоги "Радиационная опасность".
3.2.3.
Оповещение о радиационной аварии на ядерной установке судна.
Должны быть приведены:
■ порядок оповещения работников судна;
■ списки
должностных лиц, принимающих решение об оповещении внешних организаций, и лиц,
ответственных за оповещение и его контроль выполнения;
■ список оповещаемых
организаций и схема их оповещения с указанием номеров абонентов и видов связи,
по которым должно производиться оповещение, а также способов подтверждения о
приеме переданных сообщений;
■ данные об осуществлении средствами
связи (основными и резервными) экстренного оповещения организаций и устойчивой
связи с судном;
■ данные
о поднимаемых на судне международных сигналах о радиационной аварии.
Информация, представляемая в сообщении о радиационной аварии на ядерной
установке
судна, должна быть достаточной
для оценки состояния ядерной установки и судна и количества пострадавших (при
их наличии).
3.2.4.
Обеспечение безопасности судна.
Необходимо указывать:
■ способы
оценки безопасности судна при потере (ограничении) хода из-за аварии на ядерной
установке;
■ условия, при которых необходимо
продолжение работы аварийной ядерной установки в целях обеспечения безопасности
судна в зависимости от конкретной ситуации;
■ способы оценки сохранения управляемости
судна при использовании резервных и аварийных средств движения и оценки времени
работы резервных и аварийных энергоисточников по запасам органического топлива;
■ способы
оценки энергопотребностей общесудовых систем (элементов) безопасности, в том
числе водоотливных средств, обитаемости и поддержания жизнедеятельности
работников.
3.2.5.
Перевод ядерной установки в безопасное состояние.
Необходимо описывать:
■ аварийные ситуации, предельные значения
параметров, при которых реактор переводится в подкритическое состояние
немедленно, с докладом в главный командный пункт;
■ действия по переводу ядерной установки в
режим расхолаживания (аварийного расхолаживания при необходимости) из
центрального поста управления и (или) поста аварийного расхолаживания;
■ действия, выполняемые работниками, при нарушении
алгоритма автоматического переключения технических средств перевода ядерной
установки в режим расхолаживания (аварийного расхолаживания), варианты
обеспечения теплоотвода от активной зоны реактора;
■ способы определения подкритичности
реактора при заклинивании части органов компенсации реактивности в
промежуточных положениях по высоте активной зоны;
■ способы
опускания органов компенсации реактивности в нижние положения и удержания
реактора в подкритическом состоянии;
■ способы поддержания запаса подпиточной
(проливочной) воды.
3.2.6.
Локализация радиационной аварии.
Необходимо указывать способы оценки
состояния физических барьеров безопасности, в том числе:
■ прямые и косвенные способы оценки
состояния физических барьеров безопасности;
■ способы обнаружения нарушений
физических барьеров безопасности и их локализации;
■ способы оценки состояния технических
средств сохранения и поддержания эффективности физических барьеров
безопасности.
3.2.7.
Обеспечение радиационной безопасности работников судна.
Необходимо описывать:
■ организацию и техническое обеспечение
мониторинга радиационной обстановки на судне;
■ порядок установления загрязненных
помещений и количества находящихся в них работников, поддержания их
жизнедеятельности и эвакуации;
■ организацию планирования, (в
соответствии с действующим законодательством), повышенного облучения
работников, занятых выполнением мероприятий по ликвидации радиационной аварии;
■ порядок применения препаратов
индивидуальных противорадиационных аптечек;
■ порядок сбора, определения экипировки и
подготовки работников аварийной партии и групп для общей и радиационной
разведки и выполнения аварийных работ в зоне радиационной аварии;
■ организацию
эвакуации и определения маршрутов вывода работников из зоны радиационной аварии;
■ организацию
радиационного обследования работников, эвакуированных из зоны радиационной
аварии;
■ порядок контроля и учета индивидуальных
доз облучения работников, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации
последствий радиационной аварии;
■ порядок использования средств
индивидуальной защиты и личной гигиены;
■ контроль загрязнения средств
индивидуальной защиты, одежды и кожных покровов в местах выхода из зоны
радиационной аварии, а также сбора загрязненных средств защиты и одежды и
безопасного временного хранения;
■ оценку экспресс-методами количества
радионуклидов, поступивших внутрь организма работников, подвергшихся
радиационному воздействию, выявление лиц, подлежащих дополнительному
обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела;
■ организацию проведения санитарной
обработки работников, места и порядок ее проведения, организацию специальной
обработки при нарушениях целостности кожи и слизистых оболочек, развертывания
дополнительных санпропускников (при необходимости).
3.2.8. Разведка
радиационной и общей обстановки в зоне аварии.
Необходимо указывать:
■ состав групп разведки радиационной и
общей обстановки, их оснащение;
■ порядок
инструктажа, постановки задач по спасению работников, осмотра фактического
состояния систем (элементов) реакторной установки, подготовки и ввода в
действие систем (элементов) реакторной установки, замеров параметров
радиационной обстановки, а также порядок входа в зону радиационной аварии для
выполнения заданий, пребывания в ней и выхода из зоны радиационной аварии;
■ организацию формирования из аварийной
партии спасательных групп, групп разведки радиационной и общей обстановки и
санитарной партии (группы) для оказания медицинской помощи работникам,
эвакуированным из зоны радиационной аварии;
■ порядок
санитарной обработки и дезактивации выведенных из зон радиационной аварии
работников и членов спасательных групп;
порядок
обработки и обобщения результатов осмотра зоны радиационной аварии,
■ фактических замеров характеристик
радиационной обстановки в зоне радиационной аварии, полученных группами
разведки радиационной и общей обстановки для представления информации на
главный командный пункт.
3.2.9.
Медицинская помощь пострадавшим.
Должны быть указаны:
■ места расположения медицинских постов
оказания помощи;
■ комплектация пунктов медицинской помощи
имуществом, медицинскими средствами, препаратами, в том числе индивидуальными
противорадиационными аптечками, препаратами стабильного йода, другими
противорадиационными препаратами;
■ порядок проведения йодной профилактики
и применения противорадиационных препаратов;
■ порядок оказания первой медицинской
помощи пострадавшим и их сортировки;
■ порядок эвакуации пострадавших (при их
наличии);
■ порядок экстренной госпитализации
работников, получивших индивидуальную дозу облучения свыше 1 3в;
■ порядок направления на медицинское
освидетельствование работников, получивших индивидуальную дозу облучения,
превышающую в 5 раз предел дозы, установленной нормами радиационной
безопасности;
■ порядок предоставления информации о
результатах медицинского обследования работников судна и оказания экстренной
медицинской помощи руководству эксплуатирующей организации, а также
руководителям организаций (при необходимости), с которыми осуществляется взаимодействие
при проведении аварийных работ;
■ организация и проведение проверок
продуктов питания и питьевой воды.
3.2.10.
Оценка состояния аварийной ядерной установки.
Должны быть описаны способы оценки технического
состояния аварийной ядерной установки после перевода ее в безопасное состояние
с учетом:
■ уточненных
данных о результатах разведки радиационной и общей обстановки в зоне
радиационной аварии;
■ технического состояния систем
(элементов) ядерной установки, в том числе: физических барьеров безопасности;
систем (элементов) ядерной установки,
важных для безопасности (управляющих, защитных, локализующих и обеспечивающих);
анализа состояния запасов технологических сред.
3.2.11.
Оценка возможности восстановления работоспособности ядерной установки после
радиационной аварии.
Необходимо представлять оценку
возможности:
■ проведения частичной дезактивации
помещений и оборудования для периодического обслуживания систем (элементов)
ядерной установки;
■ эксплуатации систем (элементов) ядерной
установки после устранения причин аварии, восстановления пределов и условий
нормальной эксплуатации, в том числе путем уменьшения резервирования и снижения
уровней мощности работы ядерной установки.
3.3.
Особенности судового Плана мероприятий в порту
3.3.1. В судовом Плане мероприятий в порту должны быть учтены
требования, определяемые администрацией порта, к организации оповещения об
аварии на ядерной установке судна, взаимодействия с аварийной партией порта, а
также буксировки судна с аварийной ядерной установкой на удаленную якорную
стоянку (при необходимости). Взаимодействие работников порта с судном с
аварийной ядерной установкой, привлечение организаций и ведомств к ликвидации
радиационных аварий осуществляется в соответствии с Портовым аварийным планом.
3.3.2. Требования судового
Плана мероприятий в порту к действиям по защите работников судна и ликвидации
радиационных аварий на ядерной установке аналогичны требованиям к действиям,
выполняемым на аварийной ядерной установке при нахождении судна в море и
приведенным в пп. 3.2.1-3.2.11.
3.3.3.
Судовой План мероприятий в порту должен определять:
■ порядок использования средств связи и
системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с
портовым телефонным коммутатором; прямой линии связи с администрацией порта;
применение радиотелефонных средств);
■ постоянное нахождение на борту капитана
судна или лица, его замещающего, и установленного количества работников для
проведения аварийных мероприятий в случае радиационной аварии;
■ готовность к обеспечению буксировки и
маршрут следования судна с аварийной ядерной установкой на удаленную якорную
стоянку, а также перечень плавсредств, которые могут осуществить такую
буксировку;
■ состав аварийных партий, места их сбора
и оснащение;
■ оценку
радиационной обстановки на судне и на прилегающей территории порта,
установление радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки;
■ маршруты эвакуации работников судна, не
участвующих в противоаварийных мероприятиях;
■ мероприятия по радиационному контролю и
оказанию медицинской помощи работникам судна и работникам порта, подвергшимся
радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке;
■ порядок использования береговых средств
пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу
электроэнергии с берега;
■ предоставление информации о любом
пожаре на борту судна портовым пожарным командам, о принятии совместных с
портовыми пожарными командами противопожарных мер и уведомлении о радиационной
опасности работников портовых пожарных команд, участвующих в ликвидации пожара
(при его возникновении);
■ охрану судна (с учетом местных
условий), исключающую возможность бесконтрольного доступа на судно посторонних
лиц, портовой или другой местной охраной (при необходимости);
■ определение технических и
организационных мер по защите судна от внешних воздействий.
3.3.4.
Схема оповещения администрации порта о радиационной аварии, разработанная на
судне, должна быть согласована с администрацией порта.
3.3.5.
События, действия работников и распоряжения при радиационной аварии на ядерной
установке судна следует регистрировать в вахтенных журналах, как в центральном
посту управления, так и на главном командном пункте судна установленными
техническими средствами регистрации.
3.3.6. До начала
расследования аварии специальной комиссией капитан судна должен утвердить
технический акт об аварии.
3.3.7. С
целью классификации радиационной аварии на ядерной установке судна, выработки
рекомендаций по ликвидации ее последствий должна быть выполнена окончательная
идентификация аварии комиссией, назначенной органом управления использованием
атомной энергии по принадлежности судна и Федеральным агентством по атомной
энергии, в определенные ими сроки, с уведомлением органа государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии.
4.1. На
судне с ядерной установкой должно быть определено должностное лицо,
ответственное за обновление и пересмотр судовых Планов мероприятий и обеспечение
их постоянного соответствия выполняемым судном задачам, составу работников
судна.
4.2. Судовые Планы
мероприятий следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Их
необходимо пересматривать при введении нормативных документов, вносящих изменения
в аварийное планирование федерального и ведомственного уровней и
эксплуатирующей организации, практику использования судна с ядерной установкой,
изменения в системе оповещения, технического состояния и характеристик судна,
повышения опыта работников, фамилий должностных лиц.
4.3.
Часто меняющуюся информацию судовых Планов мероприятий (персональный состав,
номера телефонов и др.) необходимо обновлять с установленной периодичностью.
4.4.
Эксплуатирующая организация контролирует регулярность обновления и пересмотра
судовых Планов мероприятий.
4.5. При
проведении работ по подготовке к выводу из эксплуатации ядерной установки судна
судовые Планы мероприятий составляются и утверждаются до приведения ядерной
установки в ядерно- и радиационно безопасное состояние.