Решение
Экономического Совета СНГ от 30 марта 2007 г.
О деятельности Межправительственного
совета по сотрудничеству в строительной деятельности
Экономический совет
Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить Доклад о
деятельности Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной
деятельности (прилагается), подготовленный указанным советом совместно с
Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим
вопросам.
2. Рекомендовать
Межправительственному совету обратить первоочередное внимание на решение
следующих задач:
разработка
приоритетных межгосударственных документов, направленных на реализацию
Градостроительной Хартии Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999
года;
организация подготовки и переподготовки кадров в
области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том
числе с использованием возможностей постоянно действующих международных
семинаров по изучению опыта развития жилищного строительства, проектирования
строительства, реконструкции и эксплуатации жилья и объектов социальной сферы.
За Азербайджанскую
Республику
|
За Республику
Молдова
|
/подпись/
|
/подпись/
|
|
|
За Республику
Армения
|
За Российскую
Федерацию
|
/подпись/
|
/подпись/
|
|
|
За Республику
Беларусь
|
За Республику
Таджикистан
|
/подпись/
|
/подпись/
|
|
|
За Грузию
|
За Туркменистан
|
|
|
За Республику
Казахстан
|
За Республику
Узбекистан
|
/подпись/
|
|
|
|
За Кыргызскую
Республику
|
За Украину
|
/подпись/
|
/подпись/
|
Доклад Межправительственного совета по
сотрудничеству в строительной деятельности Исполнительного Комитета Содружества
Независимых Государств
"О деятельности межправительственного совета по сотрудничеству в
строительной деятельности"
Экономический подъем в
любой стране сопровождается ростом строительства жилья, объектов социального
назначения и производственной сферы.
В январе - августе
2006 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года объем
инвестиций в основной капитал в государствах Содружества увеличился, как и в январе
- августе 2005 года, в среднем на 13%; общей площади жилых домов введено больше
на 12% (на 10%).
Прогнозные оценки
Межгосударственного статистического комитета СНГ темпов роста инвестиций в
основной капитал государств - участников СНГ на 2007 год свидетельствуют о
постоянной тенденции к росту.
Строительство является
одной из важнейших: сфер периода экономического реформирования. Сложно
переоценить значение строительной отрасли, которая коренным образом влияет не
только на развитие экономической ситуации, но и на социальное, культурное
развитие государств и регионов, уровень жизни населения.
При всей значимости
других отраслей экономики строительство является одной из основных отраслей,
что обусловливает особое внимание к ней. Большая заслуга руководителей
строительных отраслей, предприятий и организаций в том, что в тяжелый период
экономического спада они сумели сохранить коллективы, технику, специалистов.
Путь к повышению
эффективности и конкурентоспособности строителей государств Содружества на внутреннем
и внешнем рынках в рыночных условиях лежит в развитии нормативной базы,
формировании конкурентной среды, широком развитии системы подрядных конкурсов,
укреплении и совершенствовании договорной дисциплины, повсеместном применении
работ и продукции на основе международных стандартов.
Для выработки
согласованной политики, объединения усилий по стабилизации и дальнейшему
развитию строительства и координации деятельности строительных комплексов главы
правительств государств - участников Содружества в 1994 году подписали
Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности, в соответствии с
которым создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной
Деятельности (далее - Совет).
Основной целью
созданного Совета является развитие сотрудничества в строительной деятельности,
под которой понимается выполнение инженерных изысканий в строительстве,
проектных работ, включая разработку градостроительной документации,
архитектурная деятельность и выполнение строительно-монтажных работ, а также производство
строительных материалов, изделий и конструкций, изготовление строительных и
дорожных машин и различной строительной техники в интересах участников
Соглашения.
К функциям Совета
отнесены:
- согласование и
совместная реализация межгосударственного сотрудничества в строительной
деятельности по наиболее важным и актуальным направлениям;
- выработка
рекомендаций по сближению законодательства в строительной деятельности
участников Соглашения;
- определение основных
направлений совместных научных исследований и межгосударственных
научно-технических программ и проектов;
- разработка и
контроль за ходом реализации совместных программ и проектов, а также разработка
прогнозов развития и размещения промышленности строительных материалов и
производства конструкций и изделий, строительного и дорожного машиностроения;
- содействие созданию
совместных предприятий, фирм, акционерных обществ в строительстве,
промышленности строительных материалов, строительном и дорожном машиностроении;
- оказание содействия
формированию межгосударственных инвестиционного, подрядного и проектного
рынков, а также развитию их инфраструктуры;
- осуществление
согласованной деятельности в вопросах технического нормирования, стандартизации
и сертификации с последующим сближением нормативной базы в соответствии с
международными требованиями;
- согласование
методологического обеспечения организации проектирования, деятельности
государственного строительного надзора, экспертизы, ценообразования в
строительстве, нормирования расхода материальных ресурсов, тарификации
строительных работ, нормирования и охраны труда;
- взаимодействие в
вопросах организации лицензирования строительной деятельности, сертификации
продукции;
- содействие в
разработке программ подготовки и переподготовки кадров строительных комплексов
для работы в условиях рыночной экономики;
- организация
взаимопомощи при ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий.
Первое заседание
Совета состоялось 8 декабря 1994 года в г. Минске. Заседания также проходили в
Российской Федерации, Республике Беларусь по четыре раза, Республике Молдова -
три, в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике,
Республике Таджикистан и Украине - по два, Азербайджанской Республике и Грузии
- по одному разу.
На заседании Совета
заслушиваются и обсуждаются актуальные вопросы строительной деятельности и
жилищно-коммунального хозяйства государств - участников СНГ. Широкий перечень
вопросов, рассмотренных в рамках повесток дня заседаний в период с 1994 по 2006
год, приведен в приложении.
Заседания Совета, по
сути, являются значимыми событиями в деятельности соответствующих национальных
органов управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Рассматриваемые вопросы позволяют аккумулировать и использовать в практической
работе весь приобретенный государствами Содружества опыт в организации
строительной деятельности, избежать многих ошибок и просчетов, сэкономить
средства для решения многих технических и экономических вопросов, не допускать
параллельной разработки ряда научных и прикладных задач.
В рамках Совета при
непосредственном и активном участии всех его членов разработаны и затем
подписаны на заседаниях Совета глав правительств Содружества Независимых
Государств следующие документы:
1. Соглашение о
взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности,
выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества
Независимых Государств, от 27 марта 1997 года.
Данное Соглашение
регулирует взаимоотношение сторон по взаимному признанию лицензий на
осуществление строительной деятельности, в том числе определяет терминологию,
срок действия лицензий, размер оплаты.
2. Соглашение о
межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный
интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств, от 13
января 1999 года.
Соглашение упорядочило
вопрос строительства объектов, которые представляют взаимный интерес для двух
государств и более; приграничных объектов, сооружаемых на территории одного из государств,
расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы
сопредельных государств; линейно-протяженных объектов, прохождение которых
планируется по территории двух государств и более, объектов, сооружаемых на
средства инвесторов двух государств и более, а также объектов, сооружаемых
одним государством на средства одного или нескольких государств.
В рамках Соглашения
Комиссией по межгосударственной экспертизе проектов Совета проведена
межгосударственная экспертиза:
- по обоснованию инвестиций
в реконструкцию и модернизацию нефтепровода Атырау - Самара (Казахстан -
Россия);
- проекта
"Радиоастрономическая обсерватория РТ-70 на плато Суффа Республики
Узбекистан";
-
технико-экономического обоснования создания космического ракетного комплекса
"Байтарек" на космодроме "Байконур" Республики Казахстан;
- рабочего проекта
"Реконструкция и усиление здания школы N 6 в г. Гюмри Республики
Армения".
В 2006 году
межгосударственная экспертиза проводилась по следующим объектам Республики
Армения:
- расширение и
реконструкция Государственного педагогического института г. Гюмри;
- восстановление трех
русских церквей на территории г. Гюмри;
- строительство
спортивного зала школы N 19 Министерства обороны Российской Федерации в г.
Гюмри;
- строительство
незавершенного 72-квартирного жилого дома Министерства обороны Российской
Федерации в г. Гюмри;
- расширение
больничного комплекса в п. Ахурян.
3. Градостроительная
Хартия Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года, определившая
цели, приоритеты, основные направления совместных действий по устойчивому
пространственному планированию и градостроительному развитию территорий
сопредельных государств.
Этот
межгосударственный документ служит основой для расширения дальнейшего
взаимовыгодного сотрудничества между заинтересованными организациями СНГ в
области управления, планирования и обустройства территорий,
взаимосогласованного развития приграничных регионов, в том числе по вопросам
окружающей среды, взаимоувязанного развития зон транспортно-коммуникационных
коридоров; внедрению современных информационных технологий при разработке
генеральных, зональных планов; подготовки научных, проектных и педагогических
кадров в строительной деятельности, других направлениях.
Самую активную роль в
этом направлении играет Министерство архитектуры и строительства Республики
Беларусь, являющееся штаб-квартирой Комиссии по градостроительству Совета.
Проведен ряд
мероприятий по выполнению основных положений Градостроительной Хартии СНГ:
разработана и утверждена Решением N 9 двенадцатого заседания Совета (г.
Душанбе, июнь 2000 года) Программа деятельности национальных органов управления
в области строительства и градостроительства стран СНГ по реализации
Градостроительной Хартии СНГ, в соответствии с которой определены ответственные
исполнители межгосударственных документов.
В рамках выполнения
обязательств белорусской стороной с учетом предложений заинтересованных
организаций Содружества начиная с 2001 года разработаны:
- Концепция
экологической реконструкции населенных пунктов и территорий государств
Содружества в связи с переходом к устойчивому развитию;
- проект соглашения о
системе подготовки и переподготовки в государствах Содружества специалистов
органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере
градостроительной деятельности;
- проект комплексной
научно-технической программы по приоритетным направлениям градостроительной
деятельности;
- проект перечня
головных (ведущих), национальных и межгосударственных научно-исследовательских,
проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности,
создания и ведения государственного градостроительного и территориального
кадастров в государствах Содружества;
- проект соглашения о
разработке и порядке согласования представляющих взаимный интерес программ и
проектов по строительству отдельных объектов (комплексов), развитию
приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных
транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества.
Документы подготовлены
Комиссией по градостроительству, возглавляемой заместителем Министра Республики
Беларусь, и согласованы в национальных органах управления в области
архитектуры, строительства и градостроительства государств - участников СНГ.
В 2003 году издан
Перечень головных (ведущих) национальных и межгосударственных
научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере
градостроительной деятельности, создания и ведения государственного
градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества.
В целях практической
реализации Градостроительной Хартии СНГ национальным органам управления в
области архитектуры, строительства и градостроительства государств - участников
СНГ в перспективе потребуется приложить дополнительные усилия по обеспечению
разработки межгосударственных документов с учетом - актуальности проблем,
стоящих перед строительными комплексами государств - участников СНГ.
Эффективным механизмом
Совета стала работа 13 профильных комиссий, созданных по различным направлениям
строительной деятельности. В процессе непосредственного общения специалисты,
объединяя усилия и накопленный опыт, отрабатывают общие для государств
Содружества вопросы с учетом всестороннего их рассмотрения.
Существенное значение
для строительных отраслей государств Содружества имеет обмен научно-технической
информацией, проектными и конструкторскими наработками, опытом создания и
реализации научно-технических и социально-экономических программ. Наиболее
значимые профильные комиссии наработали ценный практический материал,
востребованный в государствах Содружества.
Межгосударственная
научно-техническая комиссия по стандартизации техническому нормированию и
сертификации в строительстве (МНТКС), образованная в соответствии с решением
совещания руководителей органов государственного управления строительством
стран СНГ в июне 1992 года, осуществляет свою работу при Совете и одновременно
работает в рамках Межправительственного совета по стандартизации, метрологии и
сертификации, где ей предоставлено право принимать соответствующие документы в
области строительства.
Основной задачей МНТКС
является создание межгосударственной нормативной базы по строительству в
государствах - участниках СНГ и организация разработки нормативных документов
по приоритетным направлениям стандартизации и технического нормирования в
строительстве. Работы, проводимые МНТКС, позволяют ускорить создание в
государствах национальных систем нормирования и стандартизации в строительстве,
сосредоточить научный потенциал государств - участников СНГ и повысить в целом
эффективность этой работы.
За время своей работы
МНТКС к началу 2006 года разработала и приняла 233 нормативных документа:
межгосударственные строительные нормы (МСН) - 23, межгосударственные своды
правил по проектированию и строительству (МСП) - 12, межгосударственные
стандарты в области строительства (ГОСТ) - 198, а также 92 изменения.
Среди разработанных и
принятых нормативных документов - основополагающие строительные нормы по
пожарной безопасности, опасным геофизическим воздействиям, вопросам энергосбережения
в зданиях, естественному и искусственному освещению, железным дорогам,
железнодорожным и автодорожным тоннелям. Межгосударственные стандарты
разработаны в первую очередь на методы испытаний конструкций и строительных
материалов, а также на наиболее массовые виды строительных изделий и
материалов, эксплуатационные характеристики зданий.
24-25 мая 2006 года
МНТКС провела 29 заседание, на котором рассмотрен План работ по
межгосударственной стандартизации и техническому нормированию на 2006 год.
Планом предусмотрена разработка типовой структуры общего технического
регламента, а также межгосударственных нормативных документов.
Комиссией по
энергосбережению в строительстве, стройиндустрии и жилищно-коммунальному
хозяйству (КЭС) в 2004-2005 годах проводилась последовательная работа по
реализации политики энергосбережения в строительной отрасли.
В соответствии с
планом работ КЭС головными исполнителями от государств - участников СНГ обобщен
и проанализирован имеющийся опыт, подготовлены и представлены на рассмотрение
Совета отчеты по выполнению энергосберегающих программ и проектов.
Государственный комитет строительства и архитектуры
Азербайджанской Республики:
- расширение
законодательной базы в области энергосбережения;
- внедрение
поквартальных систем отопления;
- повсеместное
внедрение приборов адресного учета и регулирования энергетических и водных
ресурсов;
- реализация
государственной программы по использованию альтернативных - возобновляемых
источников энергии на период 2005 - 2013 годы.
Министерство градостроительства Республики Армения:
- расширение перечня
нормативных документов в области экономии энергоресурсов;
- предложения по
принятию концептуального подхода по восстановлению и развитию централизованного
теплоснабжения жилого фонда;
- реализация
Национальной программы по энергосбережению.
Министерство архитектуры и строительства Республики
Беларусь:
- реализация
пятилетней и ежегодной программ по энергосбережению;
- внедрение
научно-исследовательских работ в строительные технологии;
- введение новых
нормативных документов в области энергосбережения;
- внедрение систем
качества на базе стандартов ИСО серий 9000 и систем управления окружающей
средой на базе стандартов ИСО серии 14000.
Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:
- расширение
нормативной базы;
- создание новых
производственных мощностей по производству теплоизоляционных и стеновых
материалов.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству Российской Федерации:
- активизация
административно-нормативных мер;
- совершенствование
правил учета и контроля энергоресурсов;
- создание системы
экономического стимулирования в области энергосбережения;
- реализация подпрограммы
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской
Федерации ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы".
Государственный комитет строительства и архитектуры
Республики Таджикистан:
- создание нормативной
базы энергосбережения;
- широкое
использование энергии солнца в производстве энергоемкой продукции, при
строительстве жилья для отопления и горячего водоснабжения.
Комиссии по
совершенствованию систем качества в строительстве в соответствии с утвержденным
Советом планом работ на 2006-2007 годы предстоит:
- разработать
межгосударственные строительные нормы МСН "Проведение экспертизы проектов,
нормативных документов";
- разработать
межгосударственные своды правил МСП "Порядок поставки на рынок
строительной продукции";
- разработать МСП
"Положения о порядке деятельности Комиссии по техническому
освидетельствованию новой строительной продукции, снаряжения и процессов";
- разработать МСП
"Правила разработки технического освидетельствования новой строительной
продукции, снаряжения и процессов";
- ознакомиться с
опытом работы органов контроля качества в строительстве государств - участников
СНГ: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация;
- провести семинары по
изучению современных методов контроля качества в строительстве.
Комиссия по
сейсмостойкому строительству и уменьшению природно-техногенных последствий по
поручению Совета выполнила и выполняет следующие работы:
- конкретизация МСП
"Предотвращение аварийных ситуаций в строительстве"
("сейсмонадежностъ") путем первоочередной разработки и
распространения в государствах - участниках СНГ нормативного документа по
предотвращению прогрессирующего обрушения строительных сооружений;
- конкретизация МСП
"СейсмоПолис", разработка и распространение в государствах - участниках
СНГ (кроме Белоруссии) Альбома эталонных технических решений и строительных
технологий по сейсмоусилению зданий массовой застройки;
- разработка на
примере г. Тбилиси эталонного проекта по проблеме превентивной надежности
(сохранности) памятников зодчества;
- организация
постоянно действующей (1-2 раза в год) школы-семинара по подготовке, повышению
квалификации специалистов государств - участников СНГ в области строительства и
эксплуатации зданий и сооружений в условиях сложных и опасных природных и
техногенных воздействий;
- формирование
Коллегии экспертов международного класса (по результатам подготовки и
сертификации экспертов) для инженерного обследования и анализа строительных
аварий, последствий террористических актов, природно-техногенных и социальных
бедствий крупного масштаба и рекомендаций для ликвидации возникших чрезвычайных
ситуаций и превентивной безопасности строительных сооружений;
- подготовка и
передача на рассмотрение/внедрение в государствах - участниках СНГ на правах
МСН следующих нормативно-технических документов:
- проект ГОСТ
"шкала для измерения бедствий",
- проект
межгосударственного стандарта "Классификация (сейсмической) уязвимости
строительных сооружений", СНиП "Реконструкция, восстановление и
усиление зданий и сооружений";
- организация
национальных ассоциаций/обществ по сейсмостойкому строительству и оформление их
членства в Европейской (ЕАС) и Международной (МАСС) ассоциациях по
сейсмостойкому строительству.
За время существования
Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов Межправительственного совета
по сотрудничеству в строительной деятельности состоялось 10 заседаний, на
которых были рассмотрены и приняты следующие документы:
1. Положение о
Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов;
2. Соглашение о
межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный
интерес для государств - участников СНГ;
3. Положение о
межгосударственной экспертной группе по рассмотрению проектов строительства,
представляющих взаимный интерес для государств-участников СНГ;
4. Основные требования
по составу и содержанию сводного заключения межгосударственной экспертизы;
5. Межгосударственная
инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектной
документации строительства зданий, сооружений и их комплексов в государствах -
участниках СНГ.
Кроме того, на
заседании Комиссии обсуждались следующие вопросы:
1. О необходимости
создания банка данных нормативных и методических документов в области
проектирования и строительства, используемых при экспертизе проектов в каждой
стране, а также накопление и систематизация фонда экспертных заключений по
объектам, представляющим взаимный интерес при помощи системы информационного
обеспечения органов экспертизы.
2. О целесообразности
сопоставления национальных нормативов с российскими и создание банка данных
нормативных правовых документов в области экспертизы государств - участников
СНГ.
3. О необходимости
разработки межгосударственного документа (конвенции) о государственной
экспертизе градостроительной и проектной документации в государствах -
участниках СНГ.
4. О целесообразности
принятия к сведению Перечня основных нормативных документов Российской
Федерации, используемых при экспертизе проектов строительства объектов
производственного назначения.
5. О целесообразности
использования в практической работе экспертными организациями государств СНГ,
представленных в Комиссии, межгосударственных строительных стандартов,
приведенных в Перечне межгосударственных нормативных документов в строительстве,
разработанных и принятых Межгосударственной научно-технической комиссией по
стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве и др.
На XX заседании
Совета, состоявшемся 29-30 сентября 2004 года в Москве, подписано межведомственное
Соглашение о взаимодействии органов государственного управления по
строительству государств - участников СНГ при восстановлении зданий и
сооружений, пострадавших от стихийных бедствий. Данным Соглашением
предусмотрены специальные меры взаимопомощи между органами государственного
управления по строительству государств - участников СНГ при возникновении
стихийных бедствий.
Члены Совета:
- оказывают помощь в
оценке ущерба;
- разрабатывают особый
порядок финансирования;
- оказывают содействие
в разработке упрощенного порядка предпроектной и проектной стадии
строительства, а также упрощенного порядка проведения конкурса на строительство
и восстановление жилья, пострадавшего от стихийных бедствий;
- обмениваются
информацией о практике ограничения строительства и освоении территорий в зонах
повышенного риска;
- сотрудничают в
решении вопросов внедрения системы страхования жилья и инженерной
инфраструктуры для оперативного привлечения финансовых ресурсов;
- разрабатывают
проекты комплектов быстровозводимого жилья, отвечающего требованиям действующих
строительных норм по долговечности, сейсмостойкости, энергоэффективности,
комфорту и соответствующего климатическим, геологическим и другим особенностям
региона строительства.
В соответствии с
решением N 8 ХХII заседания Совета, состоявшегося 17-18 октября 2005 года в г.
Душанбе, проведен I Международный конкурс на лучшую строительную и проектную
организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2005 год.
Утверждено Положение о проведении конкурса. Конкурс проводился в целях
выявления, поощрения, пропаганды и распространения передового опыта, наиболее
эффективно работающих предприятий и организаций строительных комплексов
государств - участников СНГ.
На предложение об
участии в конкурсе откликнулись 157 организаций и предприятий из Азербайджана,
Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России и Таджикистана. Среди них 89
строительных организаций, 48 предприятий строительных материалов и
стройиндустрии и 22 проектные организации.
Для решения
организационных вопросов по ходу проведения конкурса и подведения его итогов
был сформирован Оргкомитет из представителей Азербайджана, Армении, Беларуси,
Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана.
Итоги конкурса
подводились среди предприятий и организации всех форм собственности, различного
организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности по основным
показателям деятельности в соответствии с утвержденным Положением о конкурсе,
дифференцированно по трем группам предприятий:
первая - строительные
предприятия и организации;
вторая - предприятия
строительных материалов и стройиндустрии;
третья - проектные
организации.
Методика оценки
эффективности работы предприятий по сумме всех критериев их деятельности
утверждена по аналогии с методикой российских конкурсов.
При подведении итогов
выявлены победители конкурса: по первой группе - 31 предприятие; по второй -
10; по третьей - 10 организаций. Всего - 51 предприятие и организация: 36 из
Российской Федерации, 6 из Беларуси, 3 из Таджикистана, по 2 из Армении и
Молдовы, по 1 из Казахстана и Азербайджана.
Все предприятия -
победители конкурса являются ведущими в своей области деятельности,
неоднократными победителями региональных и республиканских конкурсов за
достижение высокой эффективности и конкурентоспособности за предыдущие годы.
Организации и
предприятия, награжденные дипломами и сертификатами конкурса:
- могут использовать
символы, полученные ими дипломы и сертификаты в своих рекламных целях;
- участники конкурса,
награжденные дипломами в течение трех лет, рекомендуются Советом для получения
подряда строительных работ в государствах - участниках СНГ.
Награждение
победителей конкурса рекомендовалось провести в торжественной обстановке
накануне Дня строителя руководителями министерств и госкомитетов строительства
государств - участников. СНГ. Результаты конкурса со списками его победителей
опубликованы в журнале "Бюллетень строительной техники", отраслевых
печатных органах государств - участников СНГ, других средствах массовой
информации. Информация о предприятиях-победителях Конкурса будет опубликована в
"Золотой книге строительных организаций (предприятий) стран - участников
СНГ".
Последнее в 2006 году
очередное ХХIII заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в
строительной деятельности состоялось 9 июля 2006 года в г. Минске. На заседании
Совета присутствовали руководители национальных органов управления
строительством из Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Молдовы, России,
Таджикистана, Узбекистана и Украины. Председателем Совета избран Министр
архитектуры и строительства Республики Беларусь Селезнев А.И. На заседании
обсуждены вопросы повестки дня и приняты решения, определяющие направления
дальнейшей работы Совета и конкретные меры по реализации уже достигнутых
договоренностей.
Официальным печатным
органом Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной
деятельности является журнал "БСТ" (Бюллетень строительной техники),
организующий публикацию материалов заседаний Совета; новых, передовых методов
производства строительных работ; изготовления строительных материалов и
стройиндустрии; материалов, касающихся строительной деятельности государств -
участников СНГ.
Межправительственным
советом по сотрудничеству в строительной деятельности во главу угла ставится
необходимость работы на перспективу, которую требуется проводить вместе с
профессионалами отрасли. Благодаря взаимодействию в рамках Совета лучше и
конкретнее определяются "болевые" точки, присущие строительной
отрасли в государствах Содружества, находятся более эффективные пути решения
насущных проблем. На заседаниях Совета, встречах различного уровня руководители
строительных отраслей, предприятий, специалисты государств - участников СНГ
получают концентрированную информацию из первых рук о состоянии дел в отрасли,
чувствуют ритм ее жизни.
Приложение
Вопросы, рассмотренные
Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности в
рамках повесток дня заседаний в период с 1994 по 2006 год
I заседание 8 декабря
1994 года, г. Минск
1. О
Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности -
общая информация.
2. Утверждение
Положения о Секретариате Межправительственного совета и назначение руководителя
Секретариата Совета.
3. Формирование
Комиссий и вспомогательных органов Совета.
4. Предложения по
перечню важнейших Межгосударственных программ по строительной деятельности и их
финансированию.
II заседание 17 - 19
мая 1995 года, г. Алма-Ата
1. Жилищная политика
стран СНГ на современном этапе.
2. Основные
направления, энергосбережения в строительстве.
3.
Архитектурно-градостроительный надзор и лицензирование в строительной
деятельности стран СНГ.
III заседание 11 - 14
октября 1995 года, г. Кишинев
1. Организация
Кадастровой системы для градостроительства в странах СНГ.
2. Обеспечение
сейсмостойкости зданий и сооружений.
3. Организация
экспертизы проектов строительства в странах СНГ.
IV заседание 16-17 мая
1996 года, г. Киев
1. Подготовка к
международной конференции Хабитат II.
2. Совершенствование
систем качества в строительстве.
3. Проблемы
территориального развития и градостроительного планирования в странах СНГ.
V заседание 16 - 20
сентября 1996 года, г. Бишкек
1. МЭК и
Межправительственный Совет по сотрудничеству в строительной деятельности.
2. О ходе работ по
созданию Межгосударственных строительных норм и стандартов.
3. Сертификация
строительной продукции в странах СНГ.
VI заседание 24 - 26
апреля 1997 года, г. Москва
Концепция жилищной
политики и проблемы финансирования жилищного строительства в государствах -
участниках СНГ.
VII заседание 1-2
октября 1997 года, г. Ереван
1. Концептуальные
подходы к вопросу усиления и восстановления поврежденных зданий и сооружений и
опыт усилительно-восстановительных работ в странах СНГ.
2. Концептуальные
подходы к ценообразованию в рыночных условиях строительной деятельности
государств Содружества.
3. Проблемы
возрождения и освоения горных территорий в странах СНГ.
4. Об организации
Межгосударственного бюро обмена места жительства и операций с недвижимостью.
VIII заседание 27 - 29
мая 1998 года, г. Минск
1. Опыт работы
Комиссии по градостроительству. Градостроительная Хартия стран СНГ.
2. Опыт реформ в
жилищной и коммунальной сферах в государствах Содружества Независимых
Государств.
3. О развитии
конкурентной среды в строительной деятельности.
4. Использование в
жилищном строительстве Российской Федерации внебюджетных источников
финансирования.
5. О государственной
политике стран Содружества в области социального жилья.
6. О взаимном
признании квалификационных сертификатов в строительстве.
7. Энергосбережение в
строительстве стран СНГ. Опыт и перспективы.
IX заседание 30
сентября - 2 октября 1998 года, г. Тбилиси
1. Опыт разработки и
реализации государственных целевых программ развития малых и средних городов в
условиях экономической реформы.
2. Проблемы
реконструкции жилищного фонда первых массовых серий. Опыт и пути их решения в
странах СНГ.
3. Опыт развития
конкурентной среды в строительной деятельности в странах СНГ.
4. О состоянии и путях
гармонизации законодательной, информационной и сметно-нормативной базы по
вопросам ценообразования в строительстве.
5. Организация системы
учета строящихся жилых домов в странах СНГ.
6. Новая правовая,
социально-экономическая среда и проблемы градостроительства на примере Грузии.
X заседание 25 - 28
мая 1999 года, г. Киев
1. О концепции
устойчивого развития населенных пунктов стран СНГ;
2. Градостроительное
планирование территорий.
3. О Градостроительной
Хартии Содружества Независимых Государств.
4. Реформа
жилищно-коммунального хозяйства стран СНГ.
5. О проблемах
взаимодействия надзорных ведомств стран СНГ по стандартизации, сертификации и
аккредитации в области строительства.
6. Обустройство
приграничных территорий стран СНГ и финансирования проектных работ по их
обустройству.
7. О работе Комиссий
Межправительственного совета.
8. Проблемы и задачи
национальных органов управления строительной отраслью в связи с вступлением
независимых государств во Всемирную торговую организацию.
XI заседание 22-23
сентября 1999 года, г. Кишинев
1. О социальной защите
населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
2. Сотрудничество по
совершенствованию законодательной и нормативной базы в области проектирования и
строительства, а также энергоресурсосбережения в строительстве и
жилищно-коммунальном хозяйстве стран СНГ.
3. Проблемы повышения
сейсмостойкости зданий, опыт их решения.
4. Основные проблемы
использования городских земель в условиях рыночной экономики в странах СНГ.
5. О расширении
интеграции стран СНГ в инвестиционной деятельности, в том числе в развитии
материально-технической базы строительной отрасли.
6. Вопросы организации
сотрудничества в сфере архитектурно-строительного контроля (инспекции) стран
СНГ.
7. О работе Комиссии
по градостроительству.
ХII заседание 7-10
июня 2000 года, г. Душанбе
1. Об опыте работ по
возрождению и освоению горных территорий в странах СНГ.
2. Межгосударственный
лизинг в строительной деятельности в развитии Конвенции о межгосударственном
лизинге СНГ с целью подготовки межгосударственных соглашений.
3. Об опыте
проектирования, усиления объектов, пострадавших от стихийных бедствий и
эксплуатируемых зданий с учетом требований СНиП.
4. Адаптация и
гармонизация законодательств стран СНГ в области лицензирования и
совершенствования работы надзорных органов в целях создания единого рынка
строительных услуг.
5. Выработка единого
методологического подхода по совершенствованию сметной нормативной базы по
ценообразованию в строительстве.
6. О защите интересов
строительных компаний стран СНГ при размещении заказов на основе тендеров.
7. О направлениях
реструктуризации предприятий стройиндустрии и промышленности строительных
материалов и опыте их реализации в странах СНГ.
8. О работе Комиссии
по жилищной политике и коммунальной реформе.
9. Организация
взаимодействия государств - участников СНГ в области создания системы
ипотечного жилищного кредитования.
10. О проблемах и
задачах государственных жилищных инспекций стран СНГ.
11. О работе Комиссий
Межправительственного совета за 1999 год и утверждения планов работ на
2000-2001 годы.
12. Вопросы
организации сотрудничества в области подготовки межправительственных
соглашений. Проблемы и перспективы.
ХIII заседание 20-21
сентября 2000 года, г. Баку
1. О проблемах
сохранения исторического наследия и рационального использования сложившегося
архитектурно-художественного и социально-культурного потенциала в современном
градостроительстве.
2. Определение общих
принципов гармонизации нормативной базы, регламентирующей разработку,
согласование, экспертизу и утверждение проектно-изыскательской документации.
3. Проблемы жилищного
хозяйства на рубеже веков.
4. Основные
направления государственной стратегии развития жилищной реформы в 2001 - 2005
годах и на долгосрочную перспективу.
5. Состояние
капитального строительства в странах СНГ и обобщение их опыты.
6. Законодательное
обеспечение планирования и застройка территорий в странах СНГ.
7. О состоянии работы
надзорных органов в строительстве стран СНГ и унификация их деятельности.
8. Методы усиления
поврежденных зданий и сооружений.
9. Вопросы организации
сотрудничества в области подготовки межправительственных соглашений.
ХIV заседание 13-14
июня 2001 года, г. Астана
1. Десять лет
независимости Казахстана и пути развития строительного комплекса.
2. Современное
состояние и проблемы обновления жилищного фонда в странах СНГ.
3. Формирование цен на
проектные, изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации.
Разработка нормативной базы с учетом опыта развитых европейских стран.
4. О ходе реализации
Градостроительной Хартии стран СНГ.
5. О демонополизации
жилищно-коммунальной сферы и защите прав потребителей.
6. О деятельности
Совета в 2000 году и перспективах многостороннего межправительственного
сотрудничества в строительстве и промышленности строительных материалов в СНГ.
7. О работе Комиссии
по межгосударственной экспертизе проектов.
8. О работе Комиссии
по развитию материально-технической базы строительного комплекса.
XV заседание 24-25
октября 2001 года, г. Москва
1. Об опыте изучения
основных направлений развития конкурентной среды в строительстве стран СНГ.
2. Возможности
свободного применения странами СНГ нормативных документов других стран СНГ и
создания единого нормативного пространства.
3. Принципы
формирования жилищного законодательства в странах СНГ.
4. Об итогах участия
антидемпинговых расследованиях, связанных с экспертными поставками строительных
материалов на рынки Прибалтики.
5. Кондоминиумы.
Накопленный опыт в странах СНГ.
6. Санация и
реабилитация крупнопанельных жилых домов первой массовой застройки в странах
СНГ.
7. Концепция
государственной стратегии в обеспечении безопасности и гармоничной
жизнедеятельности приграничных населенных пунктов. Градостроительные аспекты.
8. О деятельности
органов Содружества за 10-летний период и перспективах многостороннего сотрудничества
в строительной индустрии государств - участников СНГ.
XVI заседание 6 - 7 июня
2002 года, г. Москва
1. О методах ценообразования
в строительстве в современных условиях.
2. Опыт снижения стоимости
строительства жилья.
3. Тарифная политика в
жилищно-коммунальной сфере.
4. Об основах градостроительной
политики государств - участников СНГ.
5. Опыт восстановления
зданий и сооружений, подвергшихся сейсмическому воздействию.
6. Законотворческая деятельность
стран СНГ в области строительства в новых экономических условиях.
7. Информация Секретариата
Межправительственного совета.
ХVII заседание 2-3 октября
2002 года, г. Кишинев
1. Проблемы существующего
построенного фонда в новых социально-экономических условиях.
2. Кондоминиумы. Накопленный
опыт в странах СНГ.
3. О сближении лицензионных
требований и условий, предъявляемых к лицензиатам на осуществление строительной
деятельности государств - участников СНГ.
4. Осуществление контроля
за качеством выполняемых строительно-монтажных работ на объектах, строящихся на
территории Кыргызской Республики по международным договорам иностранными подрядчиками.
5. Опыт стран СНГ по созданию
инвестиционного климата в сфере строительства жилья.
6. Опыт инженерной защиты
зданий и сооружений от влияния природных техногенных явлений с использованием прогрессивных
и экономичных решений.
ХVIII заседание 4 - 5 июня
2003 года, г. Минск
1. Система ценообразования
в строительстве стран СНГ.
2. Политика обустройства
территорий приграничных территорий как фактов, влияющих на развитие населенных пунктов.
Опыт стран СНГ, возможность разработки и утверждения совместных планов.
3. Об опыте организации
работ по восстановлению жилого фонда, пострадавшего от стихийных бедствий.
4. Об опыте решения проблем
ресурсосбережения и энергоснабжения в странах СНГ.
5. Опыт градостроительного
планирования в новых экономических условиях.
6. Нормативная база и опыт
реставрации памятников архитектуры в странах СНГ.
7. Об опыте работы государств
- участников СНГ в области защиты потребителей в жилищно-коммунальной сфере.
8. Практика контроля за
качеством строительства объектов, возводимых в странах Содружества по международным
контрактам с участием иностранных подрядчиков.
9. О сближении лицензионных
требований и условий, предъявляемых к лицензиатам на осуществление строительной
деятельности государств - участников СНГ.
10. О возможном расширении
деятельности Исполнительного бюро Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат)
при Госстрое России.
XIX заседание 9 - 12 сентября
2003 года, г. Бишкек
1. Опыт градостроительного
планирования в новых экономических условиях в Кыргызской Республике.
2. О практике внедрения
ипотечной системы кредитования строительства жилья в страх СНГ.
3. Об опыте разработки
генеральных планов городов Республики Беларусь и стран СНГ.
4. Модернизация крупнопанельных
жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий с учетом тепло-
и энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь.
5. О состоянии и развитии
нормативно-правовой базы по обеспечению сейсмической безопасности в странах СНГ.
6. Пути решения проблем
модернизации или ликвидации аварийно-опасных зданий и сооружений в странах СНГ.
7. Законодательное и нормативно-методическое
регулирование подрядов в строительстве.
XX заседание 29 - 30 сентября
2004 года, г. Москва
1. Перспективы развития
строительного комплекса России и стран СНГ.
2. Система переподготовки,
повышения квалификации и аттестации кадров в строительстве.
3. Опыт оптимизации процессов
разрешительных процедур в сфере градостроительства.
4. Опыт проектирования
и строительства высотных зданий выше 25 этажей. Пути совершенствования нормативной
базы.
5. Вопросы управления многоквартирным
жилым фондом: проблемы и опыт.
6. Опыт привлечения инвестиций
в строительство инженерных систем водоснабжения и канализации.
7. Перепрофилирование промышленных
и гражданских зданий существующей застройки.
8. Опыт реализации законодательных
актов в архитектуре и строительстве в странах СНГ.
9. Определение стоимости
проектно-изыскательских работ в условиях рыночной экономики.
XXI заседание 20 - 21 мая
2005 года, г. Ереван
1. Градостроительная политика
в России и странах СНГ.
2. Концепция управления
многоквартирными жилыми домами.
3. Формирование концептуальных
подходов разработки модельного правового акта по проблемам оптимизации процессов
разрешительных процедур в сфере градостроительства стран СНГ.
4. О законодательной базе
по привлечению инвестиций и налогообложении, а также о действующей тарифной политике
на услуги водоснабжения и канализации в странах СНГ.
ХХII заседание 17 - 18
октября 2005 года, г. Душанбе
1. Проблемы снижения риска
от стихийных бедствий.
2. Направление реформирования
системы нормативных документов в области строительства.
3. Охрана культурного и
природного наследия. Проблемы исторических городов, управление и развитие институциональных
возможностей.
4. Опыт Республики Беларусь
по развитию и формированию сети сельских базовых населенных пунктов (агрогородков)
и созданию оптимальных условий жизнедеятельности в рамках реализации Государственной
Программы возрождения и развития села на 2005 -2010 годы.
5. О государственной программе
развития жилищного строительства в Республике Казахстан и странах СНГ на 2005 -
2007 годы.
6. Практика комплексной
автоматизации ценообразования в строительстве на примере Республики Таджикистан
и стран СНГ.
ХХIII заседание 7-8 июля
2006 года, г. Минск
1. Комплексная программа
развития строительной отрасли Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.
2. Пути решения проблемы
обеспечения граждан стран СНГ доступным и комфортным жильем.
3. Опыт стран СНГ в развитии
строительной индустрии.
4. Об опыте применения
в жилых и гражданских зданиях автономных систем отопления с применением современного
энергоэффективного инженерного оборудования. Комплексное решение проблем внедрения
в массовое строительство.
5. Законодательное и нормативно-методическое
регулирование размещения подрядов в строительстве.
6. Об опыте организации
работ по восстановлению построенного фонда, пострадавшего от стихийных бедствий,
а также ветхих зданий и сооружений.
Оговорка Азербайджанской Республики к Решению
Экономического совета Содружества Независимых Государств от 30 марта 2007 года "О
деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности"
Азербайджанская Республика
не является участником Градостроительной Хартии СНГ от 4 июля 1999 года.
Первый заместитель Премьер-министра
Азербайджанской Республики Я.
Эюбов