Вопросы отопления современных кинотеатров
А.Н. Сканави,
В.М. Иванов, В.И. Сасин
Страницы истории специальности
1962 год
В современных построенных в больших городах отдельно стоящих
кинотеатрах; рассчитанных на 800-1100 и более мест, ночной перерыв в работе
обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в
фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при
температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы
равной -26 °С): Для поддержания комфортных условий в фойе и
зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев -
устройствами для; кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и
подвальных помещениях, устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а
в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.
Дежурное
отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале
температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет
теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция
ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях
эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру
приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают
местные переохлаждения, воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается
подвижность воздуха, неприятная для зрителей.
Предварительные
расчеты, проведенные по методике проф. Л.А. Семенова [1],
показали, что в отдельно стоящих кинотеатрах, типа «Прогресс», - «Ленинград» и
«Рассвет» (построенных за последнее время в Москве) за время ночного перерыва
при отключенных отопительных приборах и даже их отсутствии температура воздуха
в фойе и зрительном зале не должна опускаться ниже минимально допустимой.
Для
проверки этого положения в течение трех отопительных периодов - с 1959 по 1961
год - проводились исследования температурно-влажностного режима воздушной среды
в основных помещениях кинотеатра «Прогресс».
Кинотеатр
«Прогресс» представляет собой отдельно стоящее здание на 1060 мест с кирпичными
стенами толщиной 640 мм, не считая внутренней штукатурки и наружного
облицовочного кирпича толщиной 60 мм. Кинотеатр построен на Ломоносовском
проспекте в Москве по проекту института Моспроект. Зрительный зал кинотеатра
имеет 4 наружных ограждения - стены и потолок. Коэффициенты теплопередачи
наружных стен и покрытия зрительного зала соответственно равны 0,82 и 0,55
ккал/м2·ч·град. Под зрительным залом на первом этаже расположено
фойе, имеющее две наружные стены с двойными окнами в деревянных переплетах.
Остекленность наружных стен в фойе равна 25,2 %.
В
кинотеатре принята двухтрубная система отопления с нижней разводкой магистралей
в подвале, с попутным движением воды.
В зрительном зале предусмотрено дежурное отопление
от двух рециркуляционных гравитационных водонагревателей, поверхность нагрева
которых выполнена из калориферов КФБ-9, установленных в вертикальных шахтах.
Шахты расположены по обе стороны экрана над выходами из зрительного зала. В
заэкранной части и в нишах у выходов из зрительного зала установлены радиаторы
типа «Нерис» (число секций указано на планах - рис. 1 и 2 - с индексом Н). В
фойе в нишах под окнами установлены радиаторы типа Н-136 (число секций указано
на планах без индекса). Радиаторы установлены также во всех помещениях
административной части, на внутренних лестницах, в вестибюле и в помещениях
подвала, В полу вестибюля размещены панели лучистого отопления, нагреваемые
обратной водой системы отопления.
Рис. 1. План
первого этажа кинотеатра «Прогресс»
Рис. 2. План
второго этажа кинотеатра «Прогресс»
Для
нагревания поступающего в вестибюль наружного воздуха в пространство между
двойными входными дверями подается подогретый воздух воздушно-тепловой завесы.
В зрительном зале предусмотрено кондиционирование воздуха, в фойе -
приточно-вытяжная вентиляция.
Конечной
целью проводившихся исследований было выявить, возможность отказа от отопления
фойе и зала в кинотеатрах типа «Прогресс». Кроме того, выявлялась также
возможность применять формулы проф. Л.А. Семенова [1] и
проф. В.Д. Мачинского [2]
для определения снижения температуры воздуха при квазистационарном тепловом
режиме в зрительных залах подобных кинотеатров.
При
проведении исследований отключались калориферы дежурного отопления зрительного
зала и радиаторы в заэкранной его части, а также все радиаторы в фойе,
вестибюле, на внутренних лестницах и в подвале (за исключением радиаторов,
установленных в подземном помещении холодильной станции).
Непрерывные
замеры температуры воздуха проводились недельными термографами в течение 5
недель в 1959 году, 12 недель в 1960 году и 3 недель в 1961 году.
Расположение
точек замеров показано на планах, а также на разрезе кинотеатра «Прогресс»
(рис. 1, 2 и 3). Термографы были установлены в зрительном зале на эстраде перед
(т. 1) и за (т. 2) экраном, в смотровом окне проекционной (т. 3) и в фойе на
высоте двух метров от пола (т. 4). В этих же точках были установлены недельные
гигрографы для непрерывных замеров относительной влажности воздуха. В то же
время при помощи недельного термографа непрерывно фиксировалась температура
наружного воздуха.
Рис. 3. Разрез I-I второго этажа
кинотеатра
Несколько
раз при помощи термопар и потенциометра проводились также наблюдения за
изменением в течение нерабочего времени температуры внутренней поверхности
наружной стены.
Замеры
проводились у пола на эстраде и в заэкранной части (т. 5), где в меньшей
степени сказывалась инфильтрация наружного воздуха в зрительный зал через
неплотно закрытые вытяжные отверстия над выходными дверями. Термопара была
также установлена на расстоянии двух метров от 5-й точки в щели той же наружной
стены (т. 6). Одновременно в точках 1, 2, и 3 и на высоте 30 см над полом у
первого ряда кресел зала (т. 7) определяли температуру и относительную
влажность воздуха при помощи психрометра Асмана.
На
основании термограмм за периоды, в течение которых проводились наблюдения,
построен график (рис. 4) зависимости снижения температуры воздуха в зрительном
зале Аt
за 8 часов ночного перерыва от средней наружной температуры воздуха tcн. При построении
графика для каждого значения наружной температуры от 0 °С и ниже записывались
соответствующие величины падения температуры воздуха в помещении Аt, которые затем
усреднялись. Необходимо отметить, что величина Аt зависит
не только от наружной температуры, но и (в связи с возможностью перетекания
наружного воздуха через выходные двери, расположенные с наветренной и
заветренной сторон зрительного зала) от скорости ветра и его направления.
Поэтому построенный график характеризует лишь средние величины Аt в
зависимости от tcн.
Рис. 4. График зависимости снижения
температуры воздуха в зрительном зале за 8 часов ночного перерыва от
температуры наружного воздуха
В
фойе снижение температуры воздуха относилось не к 8, а к 9 часам нерабочего
времени, т.к. приточный вентиляционный агрегат фойе выключался одновременно с
началом последнего сеанса.
За
время наблюдений термографы, установленные на эстраде перед экраном (т. 1),
т.е. на уровне 1,5 м от пола в пределах зоны пребывания зрителей (рабочая зона)
в средних рядах зала, не записали снижения температуры в помещении более чем на
4 °С, при температуре tрв
= 16-20 °С (где tрв
- температура воздуха в рабочей зоне средних рядов зрительного зала в момент
окончания сеанса). Самые низкие показания термографов, установленных на эстраде
перед экраном, были при этом равны 14 °С (три раза за три отопительных
периода). В фойе максимальное снижение температуры воздуха за 9 часов перерыва
составило 5 °С при температуре tфв
= 18-25 °С. Наиболее интенсивное снижение температуры в зрительном зале
наблюдалось в течение первых 3-х часов, а в фойе - в течение первого часа после
ухода зрителей. В зрительном зале температура воздуха в рабочей зоне средних
рядов поддерживалась, как правило, равной 18 °С, а в фойе - равной 20 °С.
График
зависимости Аt
= f(tcн)
показывает довольно устойчивую связь между Аt и tcн. Большее снижение
температуры воздуха в зрительном зале на уровне кинопроекционной и в фойе по
сравнению с рабочей зоной зрительного зала объясняется более высокими
начальными температурами воздуха на уровне проекторов tпрв
и в фойе tфв,
чем в рабочей зоне.
При
построении графика (рис. 4) не учитывалось кратковременное повышение
температуры воздуха в помещениях («пики» температуры), обусловленное
отключением вентиляции до окончания последнего сеанса:
Соотношение
температур воздуха в помещениях в момент окончания последнего сеанса следующее:
tрв
< tфв
< tпрв.
На
рис. 5 представлен характерный график изменения температуры воздуха в
зрительном зале и температуры внутренней поверхности наружной стены в
заэкранной части. Замеры производились ночью и утром 3-го марта 1960 года при tcн = -16,5 °С. На графике
видны характерные «пики» температуры воздуха, относящиеся к последнему сеансу.
Однако это кратковременное повышение температуры воздуха не сопровождалось
значительным ростом температуры внутренней поверхности стен (т. 5).
Рис.
5. График колебаний температуры воздуха в зрительном зале и температуры
внутренней поверхности наружной стены заэкранной части за время ночного
перерыва при tсн = -16,5 °С и
отключенных дежурном отоплении и радиаторах в заэкранной части
Некоторый
период после ухода зрителей температура воздуха в зрительном зале (т. 2, т. 3)
интенсивно падала. В это время теплосодержание, полученное воздухом в течение
последнего сеанса при отсутствии вентиляции, использовалось для покрытия
дополнительных теплопотерь. Затем снижение температуры воздуха замедлялось.
Вследствие
значительной инфильтрации наружного воздуха температура воздуха в отдельных
местах зрительного зала, особенно перед первым рядом (т. 7), где ночью
наблюдалась наибольшая подвижность воздуха, становилась ниже температуры
внутренней поверхности наружной стены. Поэтому тепло, аккумулированное массивом
наружных стен, расходовалось и на подогрев воздуха, инфильтрующегося в
зрительный зал.
К
началу утреннего сеанса температура внутренней поверхности наружных стен
оказывалась близкой к температуре воздуха в помещении. Из графика (рис.
4) видно, что абсолютная величина снижения температуры воздуха помещения
незначительна даже при температуре наружного воздуха, близкой к расчетной
температуре для отопления. Температура точки росы при этом не достигается.
На
основании проведенных наблюдений можно утверждать, что для кинотеатров типа
«Прогресс» с массивными ограждениями следует отказаться как от дежурного
отопления зрительного зала, так и от отопления фойе. Как показали натурные
наблюдения и соответствующие расчеты, для поддержания необходимой температуры
воздуха в помещениях подвала вполне достаточно теплопоступлений от проложенных
в них магистральных трубопроводов системы отопления, а также теплопоступлений
через междуэтажное перекрытие над подвалом.
На
основании экспериментальных данных была проверена возможность применения формул
В.Д. Мачинского и Л.А. Семенова для расчетов падения температуры воздуха в
нерабочее время в зрительных залах крупных отдельно стоящих кинотеатров.
Проф.
В.Д. Мачинским [2]
приведена следующая формула для расчета температуры воздуха в помещении при
нестационарном тепловом режиме:
(1)
где
(2)
(3)
tсн
- средняя температура наружного воздуха за рассматриваемый период в град;
tв
- начальная температура воздуха помещения в град;
q
- теплопотери помещения
при разности температур внутреннего и наружного воздуха в 1 °С в ккал/ч;
t'0
- начальная избыточная температура отопительной системы
(начальная разность между средней температурой нагревательного прибора и
температурой воздуха помещения) в град;
f1
и k1
- поверхность нагрева и коэффициент теплоотдачи отопительной системы
соответственно в м2 и ккал/(м2·ч·град);
с - эквивалент (общая теплоемкость)
содержания воды и металла в отопительной системе;
W
- тепловыделения
ограждениями и мебелью при снижении их поверхностной температуры на 1 °С в
ккал/(ч·град);
W'
- постоянные тепловыделения зрителями за 1 ч в ккал/ч;
μ
- коэффициент, учитывающий отставание температуры внутренних ограждений от
температуры воздуха в помещении; для первого периода μ = 0,5 при At > Aτ (здесь Aτ -снижение температуры внутренней
поверхности ограждений за то же время, что и для At); для второго и третьего периодов μ = 1
при At »
Aτ;
z
-
время в часах;
е - основание натурального логарифма.
В
кинотеатре «Прогресс» в течение трех отопительных периодов система отопления в
зрительном зале была выключена, т.е. В = 0. Во время ночных перерывов в
зрительном зале людей не было, поэтому в выражении (2) А = tcн. В
результате, преобразования формула (1) принимает следующий вид:
(4)
где
(5)
(6)
где
ki
-
коэффициенты теплопередачи конструкций (наружные стены и потолок) в ккал/(м2·ч·град);
Fi
- соответствующие площади
конструкций в м2;
ωi - тепловыделения 1 м2
ограждения при падении поверхностной температуры на один градус за z часов
в ккал/(м2·град);
Gi
-
вес мебели, занавеса и т.п. в кг;
сi
- теплоемкость мебели занавеса и т.п. в ккал/(кг·град).
В.Д. Мачинский [2]
рассматривает три периода остывания помещения при нестационарном тепловом
режиме после отключения нагревательных приборов. В первый период температура
воздуха в помещении быстро падает, в то время как температура поверхностей
внутренних и, особенно, наружных ограждений снижается незначительно. Во второй
период темп падения температуры примерно одинаковый для всех ограждений и
воздуха. В третий период охлаждается вся толща ограждений, даже начинает падать
температура наружных поверхностей.
Определение
продолжительности первого периода, для которого в формуле (1) μ = 0,5, производится путем подбора. При определении
температуры воздуха в помещении в первый период, согласно указаниям В.Д.
Мачинского, при подсчете величины W не учитывались
тепловыделения наружными ограждениями из-за малого снижения их поверхностной
температуры по сравнению со снижением температуры воздуха в помещении. При
подсчете величины W
для внутренних ограждений значения ωi определяли подбором по
скорости падения температуры воздуха [2,
табл. на с. 158]. Тепловыделения мебелью принимаются из расчета равномерного
снижения температуры, т.е. на основании, формулы (6)
Wмеб
= Gc.
Сравнение теоретических и экспериментальных данных о
снижении температуры воздуха в зрительном зале производилось только для первого
периода. Продолжительность этого периода по экспериментальным данным составила
более 8 часов (рис.
5 и термограммы на рис. 6), т.е. первый период охлаждения соответствует
всему ночному перерыву.
Рис.
6. Графики суточного изменения температур наружного tн и внутреннего tв воздуха в кинотеатре «Прогресс»
В
частности, при tсн
= -5,7 °С и tнв
= 16,5 °С (28/II
- 1959 г.); tсн
= -16,5 °С и tнв
= 16,7 °С (3/III
- 1960 г.), а также tсн
= -19 °С и tнв
= 19 °С (25/I
-
1961 г.) были подсчитаны отношения теоретических снижений температуры воздуха в
зрительном зале АТt, найденных по
формулам, к действительным Аt, записанным
термографами без учета временного повышения «пик» температуры.
АТt определялось
по разности:
АТt = tнв
- t8,
(7)
где
tнв
- температура воздуха в зрительном зале в момент окончания последнего сеанса,
принятая в расчетах за начальную, в град;
t8
- температура воздуха в зрительном зале после 8 часов нерабочего времени (в 8
часов 30 минут).
В
8 - 8:30 утра в кинотеатр приходит обслуживающий персонал, открывающий
внутренние двери. Более теплый воздух из подвала в фойе попадает в зрительный
зал, и температура воздуха в зрительном зале начинает повышаться (примерно с 8
- 8:30, а не со времени начала первого сеанса). Поэтому нерабочим (8 часов)
принято считать время с момента окончания последнего сеанса до прихода
обслуживающего персонала (рис. 6).
При
определении АТt значения ωi принимались в
зависимости от темпа охлаждения по таблице [2,
с. 172], примерно соответствующего найденному с помощью формулы (4).
Для примера найдем температуру
воздуха в зрительном зале после 8 часов ночного перерыва при tсн
= -19 °С и tнв
= 19 °С (по замерам в ночь на 25/I - 1961 г.).
Задавшись
предварительным темпом охлаждения 1 °С
за 1 час и найдя соответствующие значения ωi по
таблице [2,
с. 158], по формуле (6) определяем W:
W =
15,6×146,5 + 10,0×1075,0 + 9,6×985,0 +
10×1000×0,65 = 28990 ккал/град,
где первое слагаемое - тепловыделения внутренней кирпичной
стеной, второе - потолком и двумя сторонами внутренних перегородок, третье -
полом и четвертое - 1000 креслами весом по 10 кг каждое.
По
теплотехническому расчету (формула 5), для
зрительного зала q
= 1155 ккал/(ч·град). При z =
8 часам по формуле (4)
и
по формуле (7)
АТt =
19 - 0,08 = 18,92 °С.
Очевидно,
что принятый темп охлаждения (1 °С за 1 час) не соответствует полученному (1 °С
за 8/18,92 = 0,42 ч).
Задавшись
другими темпами охлаждения, 1 °С за 2, 3, 4 и 5 часов при соответствующих
значениях ωi
по
формуле (4) найдем, что снижение температуры
воздуха после 8-часового перерыва соответственно равно 16,29; 14,97; 14,07 и
13,80 °С, откуда расчетный темп охлаждения соответственно равен 1 °С за 0,5;
0,54; 0,57 и 0,58 часа. Как видно, эти значения еще более расходятся с предварительно
принятыми темпами охлаждения и значительно отличаются от Аt = 2,8 °С (см. табл.).
Результаты обследования систем с комбинированными вытяжными каналами
Дата замеров
|
tсн в град
|
tнв в град
|
t*8 в град
|
tс*в град
|
Qсред в ккал/ч
|
АТt в град
|
В зоне
пребывания людей, в средних рядах зала
|
На уровне
проекционных отверстий зала
|
А**t в град
|
АТt/Аt
|
А**t в град
|
АТt/Аt
|
28/II-1959 г.
|
-5,7
|
16,5
|
14,5
|
15,5
|
24 500
|
2,11
|
1,50
|
1,40
|
2,60
|
0,81
|
3/III-1960 г.
|
-16,5
|
16,7
|
13,5
|
15,1
|
36 500
|
3,14
|
1,70
|
1,85
|
2,80
|
1,14***
|
25/I-1961 г.
|
-19
|
19
|
15,4
|
17,0
|
41
860
|
3,60
|
2,80
|
1,28
|
-
|
-
|
*t8 - температура воздуха в зрительном зале
после 8 часов нерабочего времени и tcв - средняя температура воздуха за
рассматриваемый период охлаждения (8 часов) - найдены путем расчета.
**Аt - найдена без учета кратковременного
повышения температуры.
***В т.ч. 7 3,14/4,1 = 0,77 (получено в
условиях влияния инфильтрующегося воздуха).
Расчеты,
приведенные для других условий (tсн
= -5,7 °С и tнв
= 16,5 °С; tсн
= -16,5 °С и tнв
= 16,7 °С), по формуле (4) показали
значительное расхождение между АТt и
Аt.
На
основе сравнения теоретического и действительного снижения температуры воздуха
в зрительном зале следует прийти к выводу о нецелесообразности применения
формулы (1) В.Д. Мачинского для определения
снижения температуры воздуха при нестационарном режиме в зрительных залах
крупных отдельно стоящих кинотеатров.
Были
произведены также подсчеты по формуле Л.А. Семенова [1]:
(8)
где
М - коэффициент неравномерности теплового потока;
где
т - время отопления;
п - время перерыва;
m
+
n
- длительность теплового
цикла
Qсред
- средние теплопотери помещения в ккал/ч;
а - поправочный коэффициент (при воздушном
отоплении а = 0,93);
В - коэффициент теплопоглощения в ккал/(м2·ч·град),
равный
(9)
Fo
- общая площадь поверхности в м2.
Значения
В приняты по табл. 17 «Справочника по теплоснабжению и вентиляции в
гражданском строительстве» [3].
По расчету для зрительного зала (с учетом поверхности кресел) ΣBFо = 10800
ккал/(ч·град) и по формуле (5) q =
1155 ккал/(ч·град). Все расчеты сведены в таблицу.
Как
видно из таблицы, формула Л.А. Семенова при подсчетах АТt для
зоны пребывания людей в зрительных залах рассматриваемых кинотеатров дает
завышенные в среднем в 1,5 раза результаты (при выбранном коэффициенте а
= 0,93).
Как
уже отмечалось, в приведенных соотношениях значения АТt принимались
без учета временных повышений температуры, которые получаются в результате
отключения вентиляции одновременно с началом последнего сезона. Повышение
температуры воздуха в зрительном зале в течение последнего сеанса достигало 2
°С. За это же время, т.е. примерно за 2 часа, температура внутренних
поверхностей ограждений повышалась только на 0,25 - 0,5 °С (рис. 5,
6).
Поэтому, как подтвердили наблюдения, значения At во всех точках замеров
при отключенной вентиляции на последнем сеансе были на 0,5 - 1 °С больше
значений At при
вентиляции, работающей до конца последнего сеанса.
Выключение вентиляции привело, как показали
гигрограммы, к резкому повышению относительной влажности («пикам» относительной
влажности), чего не наблюдалось при непрерывной работе вентиляции. Кондиционер,
обслуживающий зрительный зал, работал без увлажнения воздуха. Относительная
влажность в зрительном зале в дневное время была равна примерно 25-30 % и лишь
при отключении вентиляции на последнем сеансе повысилась до 40-50 % (рис. 7),
т.е. до расчетной влажности при кондиционировании воздуха. Отсюда следует, что
проведенные исследования верны и для того случая, когда в зале постоянно будет
поддерживаться подобная относительная влажность воздуха. Однако, если в этом
случае кондиционер не будет работать в течение последнего сеанса, то перед, его
отключением необходимо последние 20-30 минут вентилировать зал без увлажнения
воздуха.
Рис. 7. График
суточного изменения относительной влажности воздуха в зрительном зале
Параллельно
с наблюдениями в кинотеатре «Прогресс» были, проведены наладочные работы
(диаметр сопла элеватора был уменьшен с 6,5 до 3 мм), что позволило уменьшить
расход тепла в здании за счет отключения радиаторов, имеющих поверхность 234,4
м2 (из общего количества 325,2 м2) в фойе, на внутренних
лестницах и в подвале, а также системы дежурного отопления зрительного зала.
Эти мероприятия привели к значительному снижению стоимости теплоснабжения
кинотеатра.
На
основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1. В зрительных залах отдельно стоящих крупных
кинотеатров, расположенных в климатических условиях Москвы, характерных для
средней полосы европейской части СССР, имеющих массивные наружные ограждения и
работающих с 9 - 10-часовым перерывом в ночное время, устройства систем
дежурного отопления не требуются.
При
проектировании систем вентиляции и отопления кинотеатров необходимо производить
расчет снижения температуры воздуха в зрительных залах. При расчете
рекомендуется пользоваться формулой (8), причем
для зоны пребывания людей в зрительном зале следует принимать а = 0,7,
как для помещений с печным или центральным отоплением [1].
2. В фойе крупных кинотеатров, оборудованных
приточно-вытяжной вентиляцией, при условиях, указанных выше, следует отказаться
от установки нагревательных приборов центрального отопления. В этом случае
расчет источников теплоснабжения - вентиляционных агрегатов - необходимо
производить при расчетной наружной температуре для систем отопления.
При
длительных перерывах в работе кинотеатров залы и фойе следует отапливать с
помощью калориферов вентиляционных установок, работающих на рециркуляцию,
3.
В подвальных помещениях, в которых прокладываются теплопроводы, должны
учитываться теплопоступления от магистральных горячих труб (с отказом в случае
необходимости от изоляции последних).
4.
При строительстве новых кинотеатров типа кинотеатра «Прогресс» в климатических
условиях, близких к московским, осуществление указанных выше мероприятий может
дать, экономию капиталовложений с учетом стоимости разводки трубопроводов и
арматуры в сумме около 3000 руб. (в том числе 1500 руб. за счет отказа от
устройства дежурного отопления в зрительном зале) при общей стоимости системы
отопления по проекту 6080 руб.
5.
В дальнейшем представляет определенный интерес проведение подобных
исследований, посвященных работе систем отопления, в фойе крупных кинотеатров,
вертикальные ограждения которых выполнены в виде, немассивных стеклянных
витражей (как, например, в кинотеатрах «Ракета» и «Россия», в Москве).
Литература.
1. Семенов Л.А. Печное отопление. - М.:
Госстройиздат, 1960.
2. Мачинский В.Д. Теплотехнические
основы строительства. - М.: Госстройиздат, 1949.
3. Щекин
Р.В. и др. Справочник по теплоснабжению и вентиляции в гражданском
строительстве. Государственное издательство литературы по строительству и
архитектуре. - Киев, 1959.
Ежемесячный научно-технический и
производственный журнал «Водоснабжение и санитарная техника», май, 1962, № 5.
Журнал
«АВОК» № 7 2007 г.