ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМАМ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В процессе
строительства любого современного здания - будь то жилой дом, торговый центр
или объект производственного назначения - возникает необходимость его
подключения к системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Подключение осуществляется на основании договора, заключаемого между
организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, и
застройщиком. В данной статье мы расскажем о том, как отразить в бухгалтерском
и налоговом учете организации ЖКХ операции по подобным договорам.
Правовое
регулирование
Прежде чем
приступить к рассмотрению нормативных актов, регулирующих процесс подключения
объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
и определяющих правоотношения сторон при заключении и исполнении договора на
подключение, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что всесторонний
анализ этих документов не является целью нашей статьи. Такая информация была бы
интересна работникам юридических служб, в то время как данный материал
адресован в первую очередь бухгалтерам организаций, осуществляющих эксплуатацию
коммунальных сетей. Поэтому мы ограничимся лишь кратким анализом существующих
на сегодняшний день нормативных документов и остановимся на тех положениях,
которые, по мнению автора, позволяют квалифицировать договор на подключение с
точки зрения гражданского законодательства. Дело в том, что порядок
бухгалтерского и налогового учета операций, осуществляемых в рамках договора,
определяется исходя из его условии и квалификации.
Отношения по
проектированию и строительству объектов капитального строительства, а также по
их реконструкции и капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются
конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких
объектов, регулируются Градостроительным
кодексом РФ (п. 1 ст. 4 ГрК РФ).
В соответствии
со ст. 48 ГрК РФ организации, осуществляющие эксплуатацию сетей
инженерно-технического обеспечения, по запросам органов местного самоуправления
или правообладателей земельных участков обязаны предоставить технические
условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов
капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также
информацию о сроках действия технических условий и плате за подключение.
Эксплуатирующая организация обязана обеспечить правообладателю земельного
участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного
объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением
Правительства РФ от 13.02.2006 №
83 утверждены Правила определения и предоставления токсических условий
подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического
обеспечения (далее - Правила определения техусловий) и Правила подключения
объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
(далее - Правила подключения).
В соответствии с
п. 2 Правил
определения техусловий подключение объекта капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность
осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального
строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а - также к
оборудованию по производству ресурсов - воды, газа, электрической и тепловой
энергии, используемых для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и
водоснабжению. Согласно п. 15 Правил
определения техусловий подключение строящегося, реконструируемого или
построенного, но не подключенного здания или сооружения к сетям
инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании публичного
договора, заключаемого в соответствии с законодательством РФ.
Такой вид
договора, как договор о подключении, не поименован в ГК РФ, поэтому стороны
используют право заключения любого договора, как предусмотренного, так и не
предусмотренного законодательством (ст. 421 ГК РФ). При этом договор
должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом
и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
В настоящее
время применяются Правила заключения договора о подключении1,
в соответствии с п. 2 которых по договору о подключении организация
коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей
инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель),
обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры
к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к
эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо,
осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального
строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке
этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В силу п. 1 ст.
432 ГК РФ
договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по
всем существенным условиям договора, одним из которых является условие о его
предмете. В юридической литературе можно встретить следующее определение:
предмет договора - это объект гражданских прав, на который направлена
согласованная воля сторон договорных отношений. К объектам гражданских прав в
соответствии со ст. 128 ГК РФ относятся вещи,
включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные
права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в
том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
нематериальные блага. Попробуем определить, что является предметом договора о
подключении.
Согласно п. 4
Правил подключения процесс подключения включает в себя следующие этапы:
-
подача заказчиком заявления о подключении;
-
заключение договора;
-
выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для
присоединения);
-
выполнение заказчиком условий подключения;
-
проверка исполнителем выполнения данных условий;
-
присоединение заказчиком объекта к сетям коммунальной инфраструктуры и
подписание сторонами акта о присоединении;
-
выполнение условий подачи ресурсов.
Таким образом,
исполнитель выдает заказчику условия подключения, затем проверяет их выполнение
заказчиком, выдает разрешение на присоединение к сетям инженерной
инфраструктуры, а также осуществляет надзор за выполнением мероприятий по
присоединению. По мнению автора, вышеперечисленные действия можно
квалифицировать как услуги, оказываемые исполнителем заказчику, а договор,
заключенный между сторонами, - как договор возмездного оказания услуг2.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору
возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать
услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность),
а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Внимание! Работы по непосредственному
присоединению вновь построенного или реконструированного объекта к сетям
инженерно-технического обеспечения может выполнить эксплуатирующая организация
на основании отдельного договора (п. 10 Правил
подключения).
В заключение
данного раздела хотелось бы остановиться на существенных условиях договора о
подключении, перечисленных в п. 12 Правил
заключения договора о подключении. Таковыми являются:
-
размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства,
который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
-
местоположение точек подключения на границах земельного участка;
-
условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и
оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического
обеспечения;
-
дата подключения, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку
сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта;
-
размер платы за подключение и порядок ее внесения.
В дальнейшем мы
будем рассматривать учет операций по договору возмездного оказания услуг,
однако в соответствии с п. 14 Правил
заключения договора о подключении и п. 11 Правил
определения техусловий подключение может осуществляться как на платной основе,
так и бесплатно. Если для подключения объекта капитального строительства к сети
инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по
увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за
подключение не взимается. В противном случае подключение осуществляется за
плату, порядок определения которой зависит от наличия у предприятия
коммунального комплекса утвержденной инвестиционной программы.
При отсутствии инвестиционной
программы или отсутствии в ней мероприятий по увеличению мощности и (или)
пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения размер платы за
подключение определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию
(реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения (пп. 2 п. 14 Правил
заключения договора о подключении и абз. 2 п. 7 Правил
определения техусловий).
Если
инвестиционная программа утверждена, в нее включены мероприятия по увеличению
мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения
и установлены тарифы на подключение, размер платы за подключение определяется
как произведение заявленной нагрузки строящегося или построенного объекта
(увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта) и тарифа на
подключение. В случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в
установленном порядке тарифов на подключение заключение договора о подключении
откладывается до момента установления указанных тарифов.
Внимание! Согласно п. 9 Правил
определения техусловий выдача технических условий и информации о плате
осуществляется бесплатно.
Тарифы
организаций коммунального комплекса регулируются в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2004 №
210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса». На основании пп. 2 п. 2 ст. 1 данного Закона подлежат
регулированию, в частности, тарифы на подключение вновь создаваемых или
реконструируемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.
________________________________
1 Правила заключения и исполнения публичных
договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №
360. В сферу регулирования документа не попадает порядок заключения
договора на подключение к сетям электроснабжения, который регламентируется
Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 27.12.2004 №
861.
2 Отсутствие в гражданском законодательстве легального определения услуги
порождает различные подходы к пониманию данного объекта гражданских прав.
Однако большинство авторов приходят к выводу, что предметом договора
возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действий или деятельности
определенного договором рода (см., например, Информационное письмо Президиума
ВАС РФ от 29.09.1999 № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих
при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»).
Исходя из этого, отнесение рассматриваемого в статье вида договора к договорам
возмездного оказания услуг, на наш взгляд является вполне правомерным. Обращаем
внимание, что в нормативных документах действия по подключению также именуются
услугами.
Журнал
«Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», декабрь 2009 г. № 12