Полное меню
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
5.1.2. Суммарную воспринимаемую шумность N(k) в ноях вычисляют по формуле (1) где п(k) - наибольшая из 24 величин n (i, k). 5.1.3. Уровень воспринимаемого шума PNL (k) по суммарной воспринимаемости шумности N (k) вычисляют по формуле PNL (k) = 40+33,3 lg N(k). (2) 5.2. Определение поправки на тональность 5.2.1. Для расчета поправки на тональность может потребоваться изменение спектров, имеющих нулевые уровни звукового давления SPL (i, k), которое производят следующим образом: если конец спектра состоит из нулей в последних полосах, то эти нули заменяют на последний ненулевой уровень SPL (i, k); если начало спектра состоит из нулей в первых полосах, то эти нули заменяют на первый ненулевой уровень SPL (р, k); если в середине спектра один или несколько уровней равны нулю, то эти уровни каждой серии последовательных полос заменяют на уровни, линейно интерполированные между двумя соседними значениями, отличными от нуля. 5.2.2. Поправка на тональность С (k), учитывающая тональный состав шума, рассчитывается следующим образом: 5.2.2.1. Начиная с уровня звукового давления третьоктавной полосы 80 Гц (полоса номер 3), определяют изменения уровня звукового давления (наклоны) в остальных третьоктавных полосах следующим образом по формулам: (3) 5.2.2.2. Отмечают кружком те значения наклона s (i, k), для которых абсолютная величина изменения наклона больше 5: (4) 5.2.2.3. Если обведенное значение наклона s (i, k) положительно и алгебраически больше наклона s[(i-1), k], то отмечают кружком SPL (i, k), если отмеченное значение наклона s (i, k), равно нулю или отрицательно, а наклон s[(i-1), k], положителен, отмечают кружком SPL [(i-1, k)]; в остальных случаях никаких значений уровней звукового давления не отмечают. 5.2.2.4. Вычисляют новые, исправленные уровни звукового давления SPL¢ (i, k) следующим образом: для неотмеченных уровней звукового давления новые уровни звукового давления принимают равными первоначальным уровням звукового давления, т.е. SPL¢ (i, k) = SPL (i, k); (5) для обведенных уровней звукового давления в полосах 1-23 новый уровень звукового давления принимают равным среднему арифметическому предыдущего и последующего уровней звукового давления: (6) если уровень звукового давления в наивысшей полосе частот (i = 24) отмечен кружком, новый уровень звукового давления в этой полосе принимают равным значению, вычисляемому по формуле SPL (24, k) = SPL (23, k) + s(23, k). (7) 5.2.2.5. Пересчитывают новые наклоны s (i, k), включая один дополнительный для условной 25-й полосы, по формулам: (8) 5.2.2.6. Для значений i от 3 до 23 вычисляют среднее арифметическое значение трех соседних наклонов: (9) 5.2.2.7. Окончательные уровни звукового давления в третьоктавных полосах SPL¢¢ (i, k), от полосы номер 3 до полосы номер 24, вычисляют по формулам: (10) 5.2.2.8. Определяют разность F (i, k) между первоначальными и окончательными уровнями звукового давления: (11) и отмечают только значения F (i, k), равные 1,5 или больше. 5.2.2.9. Для каждой из соответствующих третьоктавных полос (3-24) по разностям уровней F (i, k) и табл. 3 определяют поправки на тональность. Таблица 3
Пп. 5.2.2.5 и 5.2.2.6, могут быть исключены из вычислений. Пример расчета поправки С на тональность дан в рекомендуемом приложении 5. Наибольшую из полученных поправок обозначают С (k) и принимают для определения уровня воспринимаемого шума с поправкой на тональность PNLTM (k). 5.3. Определяют уровни воспринимаемого шума с поправкой на тональность PNLTM (k) прибавлением значения С (k) к соответствующему значению PNL (k) по формуле PNLT(k) = PNL (k) + C (k) (12) Поправку не прибавляют, если она вызвана не чистым тоном, а иной причиной (например отражением от поверхности земли). 5.4. Из полученных через 0,5 с интервалов времени уровней PNLТ (k) определяют максимальный уровень воспринимаемого шума с поправкой на тональность PNLTM, который определяется как максимальный уровень PNLТ (k). 5.5. Поправку D на продолжительность воздействия шума вычисляют по формуле (13) где Т - нормирующая постоянная времени принимается равной 10 с; t1 - момент времени, после которого PNLТ (k) становится больше PNLTM-10; t2 - момент времени, после которого PNLТ (k) остается постоянно меньше PNLTM-10 (см. черт. 1). Черт. 1 Для практических расчетов используют упрощенную формулу (14) где d = t2 - t1 и Dt = 0,5 с. 5.6. Эффективный уровень воспринимаемого шума EPNL (ЕРNдБ) определяют по формуле EPNL = PNLTM + D. (15) 5.7. Уровни воспринимаемого шума вычисляют с погрешностью не более ± 0,1 ЕРNдБ. 6. ПРИВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕННЫХ УРОВНЕЙ ШУМА К ИСХОДНЫМ УСЛОВИЯМ6.1. Все уровни шума, измеренные в соответствии с требованиями настоящего стандарта, должны быть приведены к исходным условиям разд. 1. При приведении к исходным условиям учитывают следующие факторы: отличие измеренных при испытаниях траекторий и скорости полета относительно точки измерения от исходных; отличие атмосферных условий (температуры и относительной влажности воздуха) от исходных; отклонение режимов работы двигателей, влияющих на шум в источнике. В результате такого приведения для каждого пролета определяют эффективный уровень воспринимаемого шума в каждой из указанных трех контрольных точек (см. п. 1.1) для указанных в пп. 1.2-1.3 исходных методик полета и атмосферных условий. 6.2. Для приведения измеренных уровней шума к исходным условиям используется один из двух методов: метод 1 (п. 6.4) или метод 2 (п. 6.5). Для определения эффективных уровней воспринимаемого шума в контрольной точке сбоку от ВПП используют только метод 1. Для определения эффективных уровней воспринимаемого шума в контрольных точках под траекторией взлета и снижения на посадку используют любой из указанных методов, если суммарные значения поправок меньше 8 ЕРNдБ при взлете и 4 ЕРNдБ при снижении на посадку, а полученные в результате приведения значения EPNLr не превышают установленных в ГОСТ 17228-78 максимально допустимых значений более чем на 1 ЕРNдБ. Если значения поправок более 8 ЕРNдБ при взлете и 4 ЕРNдБ при снижении на посадку или получаемые в результате приведенные значения EPNLr превышают установленные в ГОСТ 17228-78 допустимые значения более чем на 1 ЕРNдБ, то следует применять только метод 2. 6.3. Траектория полета 6.3.1. Траектории полета при испытаниях и при исходных условиях характеризуются их геометрией и скоростью самолета относительно земной поверхности, а также параметрами работы двигателей, определяющими излучаемый самолетом шум. 6.3.2. Траектория взлета Типичная траектория взлета показана на черт. 2. Самолет, начав разбег в точке А, отрывается от ВПП в точке В и в точке С начинает первый этап набора высоты с постоянным углом. С целью снижения шума может использоваться уменьшение тяги при взлете, начинающееся в точке D и заканчивающееся в точке Е, после которой самолет производит второй этап набора высоты с постоянным углом. Точка F - конец регистрируемой при испытаниях по шуму траектории взлета. Типичная траектория взлета Черт. 2 Измерения шума производят в точке К1 под траекторией взлета и в точке К2, расположенной сбоку от ВПП на заданном удалении от нее, в месте наибольшего уровня шума при взлете. Типичная траектория снижения на посадку Черт. 3 6.3.3. Траектория снижения на посадку Типичная траектория снижения на посадку показана на черт. 3. Ее регистрация при испытаниях самолета по шуму начинается с точки G и кончается точкой J (точка касания ВПП). Измерения шума производят в точке К3, удаленной от порога ВПП на расстояние К30. 6.3.4. Обозначения характерных точек и расстояний траекторий взлета и снижения на посадку приведены в рекомендуемом приложении 6. 6.4.1. Метод 1 заключается в корректировке измеренного эффективного уровня воспринимаемого шума EPNL введением следующих поправок, учитывающих различия между измеренными и исходными условиями в момент регистрации максимального уровня воспринимаемого шума с поправкой на тональность (PNLTM) EPNLr = ЕРNL + D1 + D2 + D3 + D4 + D5 (r = 1, 2, 3), (16) где EPNLr - приведенный к исходным условиям эффективный уровень воспринимаемого шума в контрольной точке (r = 1 соответствует контрольной точке сбоку от ВПП, r = 2 соответствует контрольной точке под траекторией взлета, r = 3 соответствует контрольной точке под траекторией посадки); EPNL - измеренный эффективный уровень воспринимаемого шума; D1 - поправка, учитывающая различие ослабления шума при распространении в атмосфере вследствие отличий измеренных траекторий и атмосферных условий от исходных; D2 - поправка, учитывающая различие продолжительности воздействия шума вследствие отличий измеренных траекторий и скоростей полета от исходных; D3 - поправка, учитывающая отклонение измеренного режима работы двигателя от режима, рассчитанного для исходных условий; D4 - поправка, учитывающая несимметричность звукового поля относительно оси ВПП; D5 - поправка, учитывающая изменение исходной температуры. Участки измеренной и исходной траекторий полета, которые определяют уровни EPNL в точках измерения Черт. 4 Черт. 5 6.4.2. Участки измеренной и исходной траекторий полета, которые определяют рассчитываемый уровень EPNL в точках под траекториями взлета и снижения на посадку показаны на черт. 4, а в точке сбоку ВПП - на черт. 5. XY - определяющий участок измеренной траектории полета; XrYr - соответствующий участок исходной траектории полета; Q - местоположение самолета на измеренной траектории полета, от которого излучается шум, соответствующий PNLTM в точке измерения К; Qr - соответствующее местоположение самолета на исходной траектории полета; Кr - исходная контрольная точка. QK и QrKr представляют собой соответственно измеренный и исходный пути распространения шума. Точка Qr определяется из условия, что QK и QrKr образуют одинаковый угол Q с соответствующими траекториями полета. Для точки сбоку ВПП для определения точки Qr используется дополнительное условие: QK и QrKr образуют одинаковый угол y с поверхностью земли. 6.4.3. Расчет поправки D1 6.4.3.1. По измеренным третьоктавным уровням звукового давления SPLi спектра, соответствующего (т.е. PNL в момент PNLTM, наблюдаемого в точке К), вычисляются скорректированные исходные уровни (17) где и - коэффициенты ослабления шума при распространении в атмосфере соответственно для условий испытаний и исходных атмосферных условий, дБ/100 м. Значения коэффициентов приведены в табл. 4. Коэффициенты могут также рассчитываться по формуле и таблицам, приведенным в обязательном приложении 7. Если уровень SPLi равен нулю (вследствие введения поправки на шумовой фон, см. п. 4.7.3), то соответствующее значение также принимается равным нулю. Таблица 4 Зависимость значений коэффициента ослабления шума в воздухе в дБ/100 м от различных значений температуры и относительной влажности воздуха
6.4.3.2. По скорректированным исходным уровням вычисляется PNLr (п. 5.1). 6.4.3.3. Поправку D1 к ЕРNдБ вычисляют по формуле D1 = PNLr - (18) 6.4.3.4. Если значения PNLT (k) отличаются от PNLTM менее чем на 2 дБ, то указанный в пп. 6.4.3.1-6.4.3.3 порядок расчета поправки D1 используют для каждого максимума. Поправку D1 определяют с учетом максимального скорректированного уровня PNLT. 6.4.4. Расчет поправки D2 Поправку D2 в ЕРNдБ, учитывающую различие продолжительности воздействия шума вследствие отличий измеренных траекторий и скоростей полета от исходных, вычисляют по формуле D2 = -7,5 lg (KQ/KrQr) + 10 lg(v/vr), (19) где v и vr - соответственно измеренная и исходная скорости полета самолета. Поправку D3 в ЕРNдБ, учитывающую отклонение измеренного режима работы двигателя при испытаниях от режима, рассчитанного для исходных условий, вычисляют по высотно-скоростным характеристикам данного типа двигателя по формуле D3 = EPNL(mr) - EPNL(m), (20) где EPNL (mr) и EPNL (m) - эффективные уровни воспринимаемого шума, соответствующие исходному параметру работы двигателя mr и измеренному параметру работы двигателя (черт. 6). Определение поправки Черт. 6 6.4.6. Расчет поправки D4 Поправку D4 к ЕРNдБ, учитывающую несимметричность звукового поля относительно оси ВПП, рассчитывают по формуле (21) где EPNL1 и EPNL2 - соответственно измеренный эффективный уровень воспринимаемого шума на боковой линии измерений и в симметричной ей точке противоположной стороны ВПП (черт. 7). Определение поправки X - расстояние вдоль оси ВПП Черт. 7 Поправку D4 определяют только для вычисления эффективного уровня воспринимаемого шума в контрольной точке сбоку от ВПП. Для других контрольных точек поправку D4 не вносят (принимают равной нулю). 6.4.7. Определение поправки D5 Поправку D5, равную постоянному значению - 1 ЕРNдБ, вносят только для вычисления эффективного уровня воспринимаемого шума в контрольной точке под траекторией набора высоты и только в случае использования в качестве исходной температуры 25°С вместо 15°С. Во всех других случаях поправку D5 не вносят (принимают равной нулю). 6.5.1. Метод 2 заключается в пересчете изменения PNLT во времени с учетом различий между измеренными и исходными условиями в каждый момент времени (через 0,5 с) с последующими вычислениями EPNL непосредственно по новому изменению PNLT во времени и внесением определенных выше поправок D3 и D5. Метод 2 применим только для приведения к исходным условиям уровней шума, измеренных в точках под траекториями набора высоты и снижения на посадку. 6.5.2. Участки измеренной и исходной траекторий полета, которые определяют рассчитываемые уровни EPNL в точках измерения (контрольных точках), показаны на черт. 8. Участки измеренной и исходной траектории полета, которые определяют уровни в точках измерения Черт. 8 XY - определяющий EPNL участок измеренной траектории полета; XrYr - соответствующий участок исходной траектории полета; Точки Qo, Ql, Qn - точки, определяющие положение самолета на измеренной траектории полета. Точки Qr0, Qrl, Qrn - соответствующие им точки на исходной траектории полета. Точка Ql - точка, определяющая положение самолета на измеренной траектории полета, которое соответствует измеренному в точке измерения К в момент времени tl спектру SPLil. Точка Qrl - соответствующее положение самолета на исходной траектории полета, которому соответствует спектр SPLirl в исходной контрольной точке Кr в момент времени trl, QlK и QrlK - соответственно измеренный и исходный пути распространения шума, которые составляют одинаковый угол Ql с соответствующими траекториями полета. Точки Qo и Qn выбираются таким образом, чтобы между точками Qro и Qrn были включены все значения PNLTr, вычисляемые в соответствии с п. 5.3, в пределах 10 дБ от максимального значения. При QrlKr>QlK время trl больше времени tl на значение, равное сумме следующих времен: 1) разности между временем прохождения самолетом расстояния QrlQro со скоростью vr и временем прохождения самолетом расстояния QlQo со скоростью v; 2) времени прохождения звуком со средней скоростью «а» расстояния QrlKr-QlK (22) 6.5.3. Измеренные для каждого интервала в 0,5 с значения с учетом различий между измеренным и исходным путями распространения шума, а также между измеренными и исходными атмосферными условиями корректируются с использованием метода, описанного в п. 6.4.3.1. 6.5.4. По скорректированным исходным уровням вычисляют соответствующие значения . 6.5.5. Для каждого значения определяют в соответствии с методом п. 5.2 поправку на тональность Сl, которую прибавляют к , чтобы получить . 6.5.6. По полученному распределению во времени в соответствии с п. 5.5 вычисляют поправку на продолжительность Dr. 6.5.7. Приведенный к исходным условиям эффективный уровень воспринимаемого шума EPNLr в ЕРNдБ вычисляется по формуле (23) где PNLTMr - максимальный скорректированный уровень воспринимаемого шума с поправкой на тональность; Dr - скорректированная поправка на продолжительность воздействия шума; D3 - поправка, учитывающая отклонение измеренного режима работы двигателя от режима, рассчитанного для исходных условий и вычисляемая согласно п. 6.4.5; D5 - поправка, учитывающая изменение исходной температуры и определяемая согласно п. 6.4.7. 6.6. Для каждой из указанных в п. 1.1 трех контрольных точек по результатам не менее шести измерений определяют среднее значение приведенных к исходным условиям эффективных уровней воспринимаемого шума и значение его доверительного интервала. Число измерений должно быть достаточным, чтобы значение доверительного интервала не превышало ± 1,5 ЕРNдБ. Средние значения характеризуют шумовые характеристики самолета и должны соответствовать требованиям ГОСТ 17228-78. Метод расчета среднего значения и его доверительного интервала приведен в обязательном приложении 8. 7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ7.1. Форма представления информации об основных характеристиках самолета, прошедшего сертификационные испытания по шуму, включая сопоставление зарегистрированных уровней шума с максимально допустимыми уровнями в соответствии с требованиями ГОСТ 17228-78 приводится для реактивных и винтовых самолетов соответственно в обязательных приложениях 9 и 10. 7.2. Результаты испытаний оформляются в виде отчета, в котором согласно требованиям ГОСТ 17228-78 должны быть представлены допустимые уровни шума, создаваемого самолетом на местности, а также должна быть представлена следующая информация: О самолете и режимах его полета: тип самолета и двигателей, дата принятия заявки на выдачу сертификата летной годности типа самолета; общий вид самолета в трех проекциях с указанием габаритных размеров, фотографии самолета 3/4 спереди и 3/4 сзади; характеристики двигателя, в том числе характерные значения тяги, перепады давления в двигателе, температуры выхлопной струи, частота вращения вала вентилятора (компрессора), определенные бортовой аппаратурой или по данным головного предприятия-изготовителя; перечень мероприятий, используемых для снижения шума самолета, и краткая оценка их эффективности; масса и конфигурация самолета при каждом испытательном полете, включая положение закрылков и шасси; режимы работы двигателей; приборная воздушная скорость; измененные траектории полета; исходные траектории полета и другая информация о летно-технических характеристиках самолета, режимах полета и параметрах двигателей, необходимая для приведения данных измерений к исходным условиям; максимальные взлетные и посадочные массы, для которых проведена сертификация самолета по шуму на соответствие ГОСТ 17228-78. Об атмосферных условиях при каждом полете: (измеренные непосредственно перед каждым испытанием, после и во время него в точках, указанных в разд. 4): температура воздуха и относительная влажность; максимальная, минимальная и средняя скорости ветра; атмосферное давление. О контрольно-измерительной аппаратуре: перечень всей контрольно-измерительной аппаратуры, использованной для определения и анализа характеристик шума самолета и метеорологических данных, градуировочные характеристики, а также сведения о государственной или ведомственной поверке аппаратуры. О точках измерения шума: схема и описание расположения точек измерения шума, характера земной поверхности и факторов, влияющих на ослабление шума. Об уровнях шума: измеренные и скорректированные уровни звукового давления в полосах частот в каждой точке измерения при всех полетах самолета и рассчитанные по ним эффективные уровни воспринимаемого шума EPNL; уровни шумового фона при каждом измерении в РNдБ; значения всех поправок к измеренным уровням EPNL в каждой контрольной точке; распределение уровней EPNL вдоль ВПП с указанием зоны максимального шума, создаваемого при взлете; приведенные к исходным условиям эффективные уровни воспринимаемого шума и соответствующие им величины доверительных интервалов для каждой из трех контрольных точек в сопоставлении с допустимыми уровнями, установленными ГОСТ 17228-78. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Допустимая неравномерность, дБ |
|
45-4500 |
±1,0 |
4500-5600 |
±1,5 |
5600-7100 |
От +1,5 до -2,0 |
7100-9000 |
От +1,5 до -3,0 |
9000-11200 |
От +2 до -4,0 |
Изменение чувствительности микрофонной системы в пределах угла ± 30° от исходного направления (черт. 1) не должно превышать значений, приведенных в табл. 2.
Таблица 2
Изменение чувствительности, дБ |
|
45-1120 |
1,0 |
1120-2240 |
1,5 |
2240-4500 |
2,5 |
4500-7100 |
4,0 |
7100-11000 |
5,0 |
В отношении чувствительности к факторам окружающей среды (температуре, относительной влажности воздуха и вибрации) микрофонная система должна удовлетворять требованиям ГОСТ 17187-81.
С установкой ветрозащитного экрана изменение чувствительности в плоскости диафрагмы микрофонной системы не должно превышать 1,0 дБ для диапазона частот 45-11000 Гц.
1.1.2 Акустический калибратор должен обеспечивать возможность подачи на микрофон акустического сигнала (чистого тона или широкополосного шума) с известным постоянным уровнем с погрешностью ± 0,2 дБ. В качестве акустического калибратора может использоваться пистонфон, обеспечивающий подачу на микрофон звукового давления частотой 250 Гц с уровнем 124 дБ (относительно 2×10-5 Па).
1.1.3. Электрический калибратор должен обеспечивать возможность подачи на вход магнитного регистратора синусоидального или широкополосного электрического сигнала в частотном диапазоне 45-11200 Гц заданного уровня с погрешностью не более ± 0,2 дБ.
1.1.4. Требования к магнитному регистратору
1.1.4.1. При номинальном уровне записи (т.е. при уровне на 10 дБ ниже уровня, при котором нелинейные искажения при прямой записи достигают 3% или отклонения при записи с частотной модуляцией ± 40%) в любой третьоктавной полосе частот в диапазоне 180-11200 Гц частотная характеристика должна быть плоской с погрешностью ± 0,25 дБ, а в любой третьоктавной полосе в диапазоне 45-180 Гц - плоской с погрешностью ± 0,75 дБ.
Амплитудная устойчивость синусоидального сигнала частотой 1 кГц, записанного при номинальном уровне записи, на любой кассете магнитной ленты используемого типа должна быть в пределах ± 0,5 дБ.
1.1.4.2. Характеристики системы записи-воспроизведения должны быть такими, чтобы уровень фона в любой третьоктавной полосе был не менее чем на 35 дБ ниже номинального уровня записи. Для достижения этого требования допускается вводить систему записи предварительного усиления высоких частот с последующим ослаблением при воспроизведении.
1.1.4.3. Используемые в схеме аттенюаторы должны обеспечивать возможность ослабления сигнала с постоянными шагами, выраженными в децибелах, с погрешностью не более ± 0,1 дБ.
Анализирующая система обеспечивает возможность определения третьоктавных уровней звукового давления через установленные интервалы времени.
К анализирующей аппаратуре относят:
набор 24 третьоктавных фильтров со средними частотами от 50 Гц до 10 кГц;
анализатор, в котором выходные сигналы с каждого из указанных третьоктавных фильтров квадрируются, усредняются, преобразуются в логарифмическую форму и представляются в цифровом виде.
1.2.1. Индикаторный прибор анализатора должен иметь минимальный коэффициент амплитуды 3 и обеспечивать измерение истинного значения среднего квадратического уровня сигнала в каждой из третьоктавных полос с погрешностью не более ± 1,0 дБ.
1.2.2. Динамическая характеристика анализатора для выходных сигналов, соответствующая полному отклонению стрелки измерительного прибора и на 20 дБ меньше этого значения, должна удовлетворять следующим требованиям:
при подаче на вход синусоидального сигнала длительностью 0,5 с на центральной частоте каждой третьоктавной полосы максимальное выходное показание должно быть на (4±1) дБ меньше полученного при постоянном сигнале той же самой частоты и амплитуды;
при подаче на вход анализатора внезапного стационарного постоянного сигнала на среднегеометрической частоте каждой октавной полосы максимальное выходное показание должно превышать окончательно установившееся показание на (0,5±0,5) дБ.
1.2.3. Разрешающая способность анализатора по амплитуде должна быть не более 0,5 дБ.
1.2.4. Погрешность анализатора после устранения всех систематических ошибок не должна превышать ± 1 дБ. Суммарные систематические ошибки для каждого выходного уровня не должны превышать ± 3 дБ.
1.2.5. Динамический диапазон анализатора, под которым понимается разность между наибольшим выходным уровнем и максимальным уровнем шума анализатора, при анализе одного полета самолета должен быть не менее 45 дБ.
2. Аппаратура для измерения параметров атмосферы
Для измерения параметров атмосферы применяют следующие приборы:
термометр с диапазоном измерения не менее 0-40°С и погрешностью измерения не более ± 0,5°С для измерения температуры воздуха;
гигрометр с диапазоном измерения относительной влажности - 10-100% и погрешностью не более 2% для измерения влажности воздуха;
флюгер или ветровой конус с румбовой шкалой для измерения направления ветра;
воздушный анемометр с диапазоном измерения не менее 0-10 м/с и погрешностью измерения не более ± 0,5 м/с для измерения скорости ветра;
барометр или барограф с погрешностью измерения не более 1 мм рт. ст. для измерения атмосферного давления.
3. Аппаратура для измерения параметров траектории взлета и посадки
Для точного измерения параметров траектории полета самолета используется наземная радиолокационная или другая наземная аппаратура, обеспечивающая регистрацию абсолютного положения самолета в пространстве синхронно с регистрацией шума в следующих пределах по дальности:
при снижении самолета - начиная с 6 км от порога ВПП до точки касания;
при взлете - от точки отрыва до дистанции 10 км от начала разбега по горизонтали.
4. Бортовая самолетная аппаратура
Для контроля параметров самолета и режимов работы двигателей на борту самолета используется штатная бортовая аппаратура, обеспечивающая регистрацию требуемых параметров полета синхронно с акустическими измерениями.
5. Система обеспечения единого времени
Система обеспечения единого времени должна обеспечивать подачу синхронизирующих сигналов для всей регистрирующей аппаратуры.
6. Вся аппаратура, используемая при сертификационных испытаниях самолета по шуму, должна быть утверждена компетентным органом по сертификации и иметь действующие свидетельства о государственной поверке по ГОСТ 8.002-71.
Эквивалентные методы испытаний по определению характеристик шума самолетов на местности включают:
методы летных испытаний;
методы наземных испытаний;
аналитические методы определения уровней шума с использованием предварительных экспериментальных исследований.
1. Методы летных испытаний предусматривают:
использование имитаций взлетов и посадок с целью определения характеристик шума в контрольных точках;
использование пролетов на различных режимах с целью определения зависимостей создаваемого самолетом шума от высоты пролета и режима работы двигателей;
сокращение числа боковых точек измерения шума при определении максимального шума сбоку от ВПП;
использование метода измерения шума сбоку от ВПП с помощью системы измерения в двух симметричных точках.
1.1. Имитации взлетов и посадок выполняются следующим образом:
взлет с максимальной взлетной массой на взлетном режиме работы двигателей. Скорость набора высоты равна v2 + 20 км/ч (v2 - безопасная скорость взлета);
дросселирование двигателей на высоте не менее (210±5) м до режима, который обеспечивает горизонтальный полет при одном неработающем двигателе или градиент набора высоты не менее 4% при всех работающих двигателях, в зависимости от того, какое значение тяги выше;
разворот, заход на посадку и уход на второй круг с высоты, определяемой в соответствии с РЛЭ (высота принятия решения);
снижение на посадку производится по стандартной глиссаде при установившейся скорости полета не менее 1,3 vs + 20 км/ч (vs - скорость сваливания в посадочной конфигурации) и установившейся тяге двигателей;
разворот и пролет над ВПП. При подходе к выбранному ориентиру выполняется имитация взлета с установленными ранее ограничениями;
аналогичные заходы на посадку с уходом на второй круг и имитации взлета;
заход на посадку и посадка с максимальной посадочной массой.
1.2. Пролеты самолета выполняются как в комбинации с имитациями взлетов и заходов на посадку, так и самостоятельно.
Характеристики шума при пролетах самолета определяются при работе двигателей на режимах: взлетный, номинальный, характерный дроссельный, характерный посадочный и полетный малый газ.
Характерный дроссельный режим выбирается из условия обеспечения градиента набора высоты 4% при максимальной взлетной массе и взлетной конфигурации самолета.
Характерный посадочный режим соответствует режиму работы двигателей при заходе на посадку по стандартной глиссаде со скоростью 1,3 vs + 20 км/ч.
Диапазон высот при пролетах выбирается с учетом взлетно-посадочных характеристик самолета с интервалом 100-150 м.
Скорость при полетах выбирается равной v2 + 20 км/ч для режима набора высоты, для посадочного режима эта скорость равна 1,3 vs + 20 км/ч.
Расстояние до точки измерения, начиная с которого должны быть выдержаны постоянными скорость полета и режим работы двигателей, определяется в зависимости от высоты полета и режима работы двигателей (с увеличением высоты и уменьшением режима работы двигателей это расстояние увеличивается).
Высота начала выдерживания режима определяется предварительным расчетом по приближенным значениям вертикальной скорости для данной массы самолета и режима работы двигателей при характерной конфигурации самолета.
1.3. При использовании эквивалентного метода определения максимального шума уровни шума сбоку от ВПП измерения проводят в процессе выполнения пролетов самолета на одной или более высотах между двумя точками измерения, расположенными симметрично относительно траектории взлета.
1.3.1. Для реактивных самолетов по ГОСТ 17228-78 используют следующие условия испытаний:
микрофоны устанавливаются симметрично по обе стороны траектории полета самолета на расстоянии 450 м или 650 м в зависимости от требований разд. 2 ГОСТ 17228-78;
относительная высота пролета в момент прохождения плоскости установки микрофонов должна составлять 300 м с погрешностью не более ± 50 м;
пролеты выполняют при взлетном режиме работы двигателей, конфигурация и скорость пролета соответствуют п. 1.3.1 настоящего стандарта;
корректировку уровней измеряемого шума производят с учетом исходных условий в соответствии с требованиями, изложенными в основной части настоящего стандарта.
1.3.2. Для тяжелых винтовых самолетов используют те же условия, за исключением того, что с целью учета асимметрии распространения шума воздушных винтов пролеты выполняют на различных относительных высотах.
Диапазон высот при определении шума сбоку от ВПП должен обеспечивать 90%-ный доверительный интервал в 1,5 дБ.
Максимальный уровень шума определяют по кривой изменения шума сбоку от ВПП, построенной по данным об относительной высоте пролета над контрольной точкой.
2. Эквивалентные методы наземных испытаний используют для определения влияния конструктивных изменений силовой установки на акустические характеристики самолета. Оценку ожидаемых уровней шума в контрольных точках при внедрении конструктивных изменений производят на основании результатов наземных испытаний и сопоставления их с результатами испытаний типа по методике, утвержденной сертифицирующим органом.
3. Аналитические методы эквивалентности утверждаются органами, ответственными за сертификацию, и основываются на использовании экспериментальных данных по шуму и летно-технических характеристик самолета и позволяют определить:
значение изменений уровней шума, обусловленных конструктивными изменениями;
зависимость шума от тяги;
методы поправок на изменения скорости и высоты.
Зависимость логарифма воспринимаемой шумности lg n от уровня звукового давления в третьоктавной полосе SPL может быть представлена в виде ломаной линии на чертеже.
Основными параметрами математического описания зависимости логарифма воспринимаемой шумности от уровня звукового давления являются:
наклоны прямых линий М (b), М (с), М (d) и М (е);
точки пересечения этих линий с осью SPL: SPL (b) и SPL (с);
координаты точек излома: SPL (a) и lg n (a); SPL (d) и lg n (d) = -1,0; SPL (е) и lg n (e) = lg 0,3.
Формулы имеют следующий вид:
а) SPL ³ SPL (a), n = anti lg [M (c) (SPL - SPL (c))];
б) SPL (b) £ SPL < SPL (a), n = anti lg [M (b) (SPL - SPL (b))];
в) SPL (e) £ SPL < SPL (b), n = anti lg [M (e) (SPL - SPL (b))];
г) SPL (d) £ SPL < SPL (е), n = 0,1 anti lg [M (a) (SPL - SPL (a))].
Константы для расчета воспринимаемой шумности представлены в таблице.
График зависимости логарифма воспринимаемой шумности от уровня звукового давления в третьоктавной полосе
Константы для расчета воспринимаемой шумности
Номер полосы частот i |
Частота , Гц |
SPL (a), дБ |
SPL (b), дБ |
SPL (c), дБ |
SPL (d), дБ |
SPL (e), дБ |
M (b), дБ |
M (c) |
M (d) |
M (e) |
1 |
50 |
91,0 |
64 |
52 |
49 |
55 |
0,043478 |
0,030103 |
0,079520 |
0,058098 |
2 |
63 |
85,9 |
60 |
51 |
44 |
51 |
0,040570 |
0,068160 |
||
3 |
80 |
87,3 |
56 |
49 |
39 |
46 |
0,036831 |
0,052288 |
||
4 |
100 |
79,9 |
53 |
47 |
34 |
42 |
0,059640 |
0,047534 |
||
5 |
125 |
79,8 |
51 |
46 |
30 |
39 |
0,035336 |
0,053013 |
0,043573 |
|
6 |
160 |
76,0 |
48 |
45 |
27 |
36 |
0,033333 |
|||
7 |
200 |
74,0 |
46 |
43 |
24 |
33 |
0,040221 |
|||
8 |
250 |
74,9 |
44 |
42 |
21 |
30 |
0,032051 |
0,037349 |
||
9 |
315 |
94,6 |
42 |
41 |
18 |
27 |
0,030675 |
0,034859 |
||
10 |
400 |
|
40 |
40 |
16 |
25 |
0,030103 |
НЕ ПРИМЕНИМЫ |
||
11 |
500 |
|||||||||
12 |
630 |
|||||||||
13 |
800 |
|||||||||
14 |
1000 |
|||||||||
15 |
1250 |
38 |
38 |
15 |
23 |
0,059640 |
||||
16 |
1600 |
34 |
34 |
12 |
21 |
0,029960 |
0,053013 |
0,040221 |
||
17 |
2000 |
32 |
32 |
9 |
18 |
0,037349 |
||||
18 |
2500 |
30 |
30 |
5 |
15 |
0,047712 |
0,034859 |
|||
19 |
3150 |
29 |
29 |
4 |
14 |
|||||
20 |
4000 |
29 |
29 |
5 |
14 |
0,053013 |
||||
21 |
5000 |
30 |
30 |
6 |
15 |
|||||
22 |
6300 |
31 |
31 |
10 |
17 |
0,068160 |
0,037349 |
|||
23 |
8000 |
44,3 |
37 |
34 |
17 |
23 |
0,042285 |
0,029960 |
0,079520 |
|
24 |
10000 |
50,7 |
41 |
37 |
21 |
29 |
0,059640 |
0,043573 |
Номер полосы i |
Частота , Гц |
SPL |
S |
|DS| |
|
|
|
|
F |
С |
дБ |
||||||||||
1 |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
63 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
80 |
70 |
- |
- |
70 |
-8 |
-21/3 |
70 |
- |
- |
4 |
100 |
62 |
-8 |
- |
62 |
-8 |
+31/3 |
672/3 |
- |
- |
5 |
125 |
70 |
+8 |
16 |
71 |
+9 |
+62/3 |
71 |
- |
- |
6 |
160 |
80 |
+10 |
2 |
80 |
+9 |
+22/3 |
772/3 |
21/3 |
0,27 |
7 |
200 |
82 |
+2 |
8 |
82 |
+2 |
-11/3 |
801/3 |
11/3 |
- |
8 |
250 |
83 |
+1 |
1 |
79 |
-3 |
-11/3 |
79 |
4 |
0,66 |
9 |
315 |
76 |
-7 |
8 |
76 |
-3 |
+1/3 |
772/3 |
- |
- |
10 |
400 |
80 |
+4 |
11 |
78 |
+2 |
+1 |
78 |
2 |
0,16 |
11 |
500 |
80 |
0 |
4 |
80 |
+2 |
0 |
79 |
1 |
- |
12 |
630 |
79 |
-1 |
1 |
79 |
-1 |
0 |
79 |
- |
- |
13 |
800 |
78 |
-1 |
0 |
78 |
-1 |
-1/3 |
79 |
- |
- |
14 |
1000 |
80 |
+2 |
3 |
80 |
+2 |
-2/3 |
782/3 |
11/3 |
- |
15 |
1250 |
78 |
-2 |
4 |
78 |
-2 |
-1/3 |
78 |
- |
- |
16 |
1600 |
76 |
-2 |
0 |
76 |
-2 |
+1/3 |
772/3 |
- |
- |
17 |
2000 |
79 |
+3 |
5 |
79 |
+3 |
+1 |
78 |
1 |
- |
18 |
2500 |
85 |
+6 |
3 |
79 |
0 |
-1/3 |
79 |
6 |
2 |
19 |
3150 |
79 |
-6 |
12 |
79 |
0 |
-22/3 |
782/3 |
1/3 |
- |
20 |
4000 |
78 |
-1 |
5 |
78 |
-1 |
-61/3 |
76 |
2 |
0,33 |
21 |
5000 |
71 |
-7 |
6 |
71 |
-7 |
-8 |
692/3 |
1/3 |
- |
22 |
6300 |
60 |
-11 |
4 |
60 |
-11 |
-82/3 |
611/3 |
- |
- |
23 |
8000 |
54 |
-6 |
5 |
54 |
-6 |
-8 |
53 |
1 |
- |
24 |
10000 |
45 |
-9 |
3 |
45 |
-9 |
- |
45 |
- |
- |
Обозначение |
Определение |
А |
Начало разбега при взлете |
В |
Точка отрыва самолета |
С |
Начало первого участка установившегося набора высоты |
D |
Начало дросселирования тяги двигателей |
Е |
Начало второго участка установившегося набора высоты |
F |
Конец фиксируемой траектории взлета при испытаниях самолета по шуму |
G |
Начало фиксируемой при испытаниях по шуму глиссады снижения на посадку |
H |
Точка глиссады посадки непосредственно над точкой измерения шума |
I |
Начало выравнивания |
J |
Точка касания ВПП при посадке |
К |
Точка измерения шума |
Кr |
Исходная контрольная точка |
К1 |
Точка измерения шума под траекторией взлета |
К2 |
Точка измерения шума сбоку от ВПП |
К3 |
Точка измерения шума под траекторией посадки |
M |
Проекция точки Р на земную поверхность |
0 |
Порог ВПП |
P |
Проекция точки G на земную поверхность |
Q |
Точка измеренной траектории полета, соответствующая PNLТМ в точке К |
Qr |
Точка на скорректированной траектории полета, соответствующая PNLТМ в точке Кr |
АВ |
Длина разбега при взлете, м |
AК1 |
Расстояние до точки измерения шума под траекторией взлета. Расстояние от начала разбега до точки измерения шума, расположенной на продолжении осевой линии ВПП, м |
AM |
Расстояние от начала разбега до точки, находящейся на продолжении оси ВПП, после которой нет необходимости регистрировать местоположение самолета при взлете, м |
QK |
Измеренный путь распространения шума, м |
QrKr |
Исходный путь распространения шума. Расстояние от точки Кr до самолета на исходной траектории полета, м |
К3H |
Высота самолета при снижении на посадку. Высота полета самолета над точкой измерения шума под траекторией снижения |
OК3 |
Расстояние до точки измерения шума под траекторией снижения на посадку. Расстояние от порога ВПП вдоль продолжения осевой линии ВПП до точки измерения шума под траекторией снижения, м |
ОР |
Расстояние от порога ВПП до точки, находящейся на продолжении оси ВПП, после которой нет необходимости регистрировать местоположение самолета при снижении, м |
Коэффициент ослабления звука в атмосфере (ai), дБ/100 м, вычисляют по формуле
где
h×(d) - определяется из табл. 1;
foi - определяется из табл. 2;
Q - температура, °С;
Н - относительная влажность, %.
Значения h×(d) для промежуточных значений d между указанными в табл. 1 определяются квадратичной интерполяцией.
Таблица 1
h×(d) |
d |
h×(d) |
d |
h×(d) |
|
0,00 |
0,000 |
1,30 |
0,840 |
4,15 |
0,260 |
0,25 |
0,315 |
1,50 |
0,750 |
4,45 |
0,245 |
0,50 |
0,700 |
1,70 |
0,670 |
4,80 |
0,230 |
0,60 |
0,840 |
2,00 |
0,570 |
5,25 |
0,220 |
0,70 |
0,930 |
2,30 |
0,495 |
5,70 |
0,210 |
0,80 |
0,975 |
2,50 |
0,450 |
6,05 |
0,205 |
0,90 |
0,996 |
2,80 |
0,400 |
6,50 |
0,200 |
1,00 |
1,000 |
3,00 |
0,370 |
7,00 |
0,200 |
1,10 |
0,970 |
3,30 |
0,330 |
10,00 |
0,200 |
1,20 |
0,900 |
3,60 |
0,300 |
|
|
Таблица 2
foi, Гц |
Центральная частота третьоктавной полосы f, Гц |
foi, Гц |
|
50 |
50 |
800 |
800 |
63 |
63 |
1000 |
1000 |
80 |
80 |
1250 |
1250 |
100 |
100 |
1600 |
1600 |
125 |
125 |
2000 |
2000 |
160 |
160 |
2500 |
2500 |
200 |
200 |
3150 |
3150 |
250 |
250 |
4000 |
4000 |
315 |
315 |
5000 |
4500 |
400 |
400 |
6300 |
5600 |
500 |
500 |
8000 |
7100 |
630 |
630 |
10000 |
9000 |
1. По результатам выполненных измерений вычисляют средний уровень (ЕРNдБ), по формуле
(1)
где EPNLi - эффективный уровень воспринимаемого шума при i-ом пролете самолета;
п - число измерений в каждой контрольной точке.
2. Определяется разность между средним значением уровня ЕРNдБ и результатами отдельных измерений по формуле
(2)
3. Рассчитывается среднее квадратическое значение разности между средним уровнем и результатами измерений ЕРNдБ в каждой контрольной точке по формуле
(3)
4. Доверительный интервал (D) для среднего значения EPNL вычисляют по формуле
D = K×S. (4)
Значения коэффициентов К для различного числа измерений приведены в таблице
n |
K |
п |
К |
п |
K |
6 |
0,903 |
13 |
0,514 |
20 |
0,397 |
7 |
0,792 |
14 |
0,491 |
21 |
0,387 |
8 |
0,718 |
15 |
0,470 |
22 |
0,375 |
9 |
0,658 |
16 |
0,452 |
23 |
0,367 |
10 |
0,610 |
17 |
0,437 |
24 |
0,356 |
11 |
0,572 |
18 |
0,422 |
25 |
0,349 |
12 |
0,543 |
19 |
0,408 |
26 |
0,342 |
5. Окончательно, с доверительной вероятностью 90%, представляют результаты измерений в виде
±D.
Заявитель
Дата
Регистрационный №
№ листа
Тип самолета
Пункт предъявляемых требований ГОСТ
Пункт предъявляемых требований. Прилож. 16 (глава, пункт)
Максимальная взлетная масса, кг
Максимальная посадочная масса, кг
Число двигателей
Тип двигателя
Тяга двигателя в статических условиях, кН
Степень двухконтурности
Угол отклонения закрылков при взлете, град.
Максимальный угол отклонения закрылков при посадке, град.
Максимально допустимые уровни шума EPNL, ЕРNдБ:
взлет
набор высоты
посадка
Фактические уровни шума
EPNL для условий МСА+10°С
и относительная влажность 70%, ЕРNдБ:
взлет удаление 450 м;
удаление 650 м
набор высоты случай отказа двигателя;
градиент 4%
посадка удаление 2000 м;
удаление 4000 м
Источник информации
Дата
Вид информации
Примечания
САМОЛЕТ:
Производство
Год изготовления
Тип
Максимальная взлетная масса, м
ДВИГАТЕЛИ:
Тип
Число
Мощность, кВт
Режим работы п, об/мин
Крутящий момент, Н×м
Температура газа Тг, °С
Система выхлопа
ВИНТЫ:
Изготовитель
Тип
Максимальный диаметр, м
Число лопастей
Шаг
Форма законцовки
Число М конца лопасти
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
Дата
Ответственный орган
Средняя температура, °С
Углы отклонения закрылков:
набор высоты;
посадка
Измеренный уровень, дБА:
набор высоты;
посадка;
сбоку от оси ВПП
Норма шума ИКАО, ЕРNдБ:
набор высоты;
посадка;
сбоку от оси ВПП
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Вид информации
Примечания
СОДЕРЖАНИЕ
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/9779/
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|