В связи с тем, что тема является актуальной и регулярно обсуждаемой в личной переписке и в ответах на вопросы, я счел, что пора вынести ее на всеобщее обсуждение. Последнее желание стало особо сильным после распространенного Mail.ru "Обращения к представителям средств массовой информации", где было указано:
"Компания Mail.ru ведет свою хозяйственную деятельность в соответствии и руководствуясь законами Российской Федерации. Неподкрепленные юридической силой домыслы на тему нарушения закона, якобы имевшего место со стороны Mail.ru, будут расцениваться нами как "порочащие честь, достоинство и деловую репутацию". Давайте посмотрим "законы Российской Федерации", что уточнить детали.
Дискуссия была бы беспредметной, если у читателя не было бы возможности увидеть баннеры, ставшие причиной бурного спора. Итак, вот они:
Забегая вперед, выскажу свое мнение, что с юридической точки зрения такая рекламная политика Mail.ru не выглядит абсолютно законной. Буду рад выслушать и другие точки зрения на этот счет, а ниже выскажу соображения, на которых основывается мое мнение:
Итак, возьмем в руки Закон "О рекламе".
1. Что такое реклама:
"реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний" (ст.2). Сомнений, что баннер (информация) является рекламой - нет.
2. Ст.5:
"Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения". Многие баннерные сети уже не допускают к участию баннеры, имитирующие элементы интерфейса операционных систем, строк ввода информации и т.п. В данных баннерах все это присутствует.
3. Там же, мелочь, но все-таки:
"Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию".4. Далее
"Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации". Сомнительно, что использование в рекламе словесных товарных знаков Яндекс, а также Audi, BMW, Nokia, Matrix, Harry Potter, Mercedes и других было согласовано с правообладателями.
5. Ст.6:
"Недобросовестной является реклама, которая: ... содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц ..., вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается". По первой части можно говорить о некорректном сравнении, поскольку специалистам известно, что Яндекс ориентирован на поиск по отечественным ресурсам, а Google (именно его результаты выдает Mail.ru) по мировым. Логично, что поиск иностранных слов во второй базе будет полнее. Однако, количество, не является критерием качества. То, что танк больше моторной лодки еще не значит, что он быстрее плавает.
По второй части этой статьи, уже было сказано о некорректном использовании графического оформления рекламы.
6. Ст.7:
"Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: ... статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность". Танком все сказано.
7. Ст.9 :
"Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Заведомо ложная реклама не допускается". Представляется, что указанное сравнение поисковых результатов (на баннерах) вводит зрителя в заблуждение, поскольку, сравнение проводится только по очень узкому кругу запросов, способных преподнести поиск на Mail.ru в более выгодном свете, не соответствующему реальному положению дел.
Ну, вот пожалуй и все при поверхностном прочтении первых статей Закона О рекламе.
Копия письма отправлена представителям Mail.ru с правом дать комментарий по существу замечаний.
P.S. Еще возникло желание отправить копию этого материала представителям Google с просьбой прокомментировать поведение бизнес-партнера, а ответ опубликовать.