Dust
|
|
« Ответ #16 : 04 Февраля 2004, 14:30:01 » |
|
Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции.—2-е изд.: Пер. с фр.— М.: Междунар. отношения, 1993.—384 с.
Несомненно, музыкальное произведение является самым молчим и самым пленительным способом выражения духовного творчества. .Достаточно вспомнить поэмы Верлена, Рембо, Рильке, Гете, Шиллера, переложенные на музыку великими композиторами, чтобы убедиться в этом, не говоря уже о музыкальных произведениях, созданных автором на основе своего собственного сюжета. Во все времена, в том числе в 1957 году, законодатель предоставлял музыкальным произведениям право на охрану в соответствии со ст. 3 закона от 11 марта 1957 г., которая предусматривает охрану некоторых видов музыкальных произведений; однако этот перечень не носит ограничительного характера. Сюда входят «музыкально-драматические произведения» (опера, комическая опера, оперетта) и «музыкальные сочинения с текстом или без текста». Само собой разумеется, что для того, чтобы пользоваться охраной в соответствии с законом об авторских правах, музыкальное произведение должно иметь оригинальный характер независимо от его достоинства или его назначения. Что касается охраноспособных элементов, присущих всему музыкальному творчеству, то их три: мелодии, гармония, ритм. А. Мелодия Под мелодией подразумевается совокупность следующих друг за другом звуков различной высоты и соотносящихся друг с другом так, что их целостное восприятие способно одновременно воздействовать и на ум, и на чувства. Этот линейный, горизонтальный аспект музыки отличен от вертикального — совокупности отдельных звуков, издаваемых одновременно, то есть аккордов, образование и последовательность которых составляют гармонию. Исходя из того, что мелодия одновременно обращена к уму и чувству, судебная практика в XIX веке пыталась приравнять ее к идее и на этом основании отказать ей в правовой охране. Но от подобного отношения к мелодии пришлось отойти, так как, несмотря на то что мелодия составляет в некотором смысле канву, основу музыкального произведения, она все же обращается именно к чувству, а это отличает ее от идеи, восприятие которой является чисто интеллектуальным. Следовательно, в данном случае обе формы восприятия неразрывны; в теории музыки не содержится никаких оснований для того, чтобы отдать предпочтение одной из них в ущерб другой. В. Гармония Гармония существует тогда, когда два или несколько звуков издаются одновременно. Понятие гармонии применяется для обозначения сочетаний нот, звучащих одновременно и называемых аккордами. Гармония отличается от контрапункта, поскольку включает в себя в большей степени вертикальные связи, а не напластование мелодических линий (о различии между гармонией и мелодией см. разд. «Мелодия»). Следует отметить, что в качестве одного из элементов музыкального произведения сама по себе гармония не может быть присвоена, так как число аккордов ограничено; лишь сочетание гармонии и мелодии является охраноспособным объектом. С. Ритм Ритм — это порядок и пропорция во времени и пространстве (V. d1Indy). Ритм устанавливается путем последовательного звучания с одинаковым интервалом громких и тихих звуков; независимо от длительности звучания сила или слабость их определяются исключительно большей или меньшей акцентировкой, интервалами звучания, сменяющимися в определенном порядке. Анализ ритма как такового, то есть вне зависимости от мелодии и гармонии, с которыми он непосредственно связан, показывает, что он не может быть присвоен; в противном случае мы не могли бы ознакомиться последовательно с вальсами Шопена, Брамса, Штрауса и т. д. Ритм становится охраноспособным лишь в «сочетании» с мелодией. 6. ПРОИЗВОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Известно, что комбинации этих трех элементов (мелодии, гармонии, ритма) могут бесконечно варьироваться; это и составляет богатство музыкального фонда человечества. Таким образом, можно на основе уже существующего произведения, заменяя или видоизменяя один из этих трех составных элементов, создать новое, оригинальное, так называемое производное произведение. Поэтому среди охраняемых произведений, перечисленных в ст. 4 закона от 11 марта 1957 г., имеются «переводы, переработки, переделки или аранжировки творческих произведений». В этом перечне лишь аранжировки относятся к музыкальным произведениям. Музыканты различают две формы аранжировки: аранжировка как таковая и вариации. А. Аранжировка Под аранжировкой подразумевается переложение произведения, написанного для определенных голосов, инструментов или ансамблей, например переложение оркестрового произведения для фортепьяно, или оркестровка произведения, написанного для одного инструмента, например оркестровка Равеля «Картинок с выставки» Мусоргского. Для того чтобы пользоваться охраной в качестве самостоятельного произведения, аранжировка должна быть обязательно отмечена индивидуальностью переработчика, которую можно узнать, несмотря на присутствие элементов первоначального произведения. В данном случае речь идет о производном произведении, которое будет пользоваться такой же правовой защитой, как и оригинальное произведение. В. Вариации Под вариациями подразумевается музыкальная операция, состоящая в таком изменении мелодии, а именно ее второстепенных элементов, при котором каждая оригинальная нота (или несколько нот) может заменяться группой сходных, может сменяться ритм и такт, изменяться манера или тональность, осуществляться воздействие на гармонию и мелодический строй, производиться комбинирование тех или иных способов для обеспечения определенной трансформации при единственном, но наиглавнейшем условии, а именно — слушатель должен всегда иметь возможность различать с большей или меньшей ясностью первоначальную тему. Другоми словами, вариация — это переделка музыкального произведения, при которой тема первоначального произведения остается узнаваемой. Внесенные изменения заключаются в первую очередь в орнаментации основной темы произведения, способной придать ему индивидуальный характер, необходимый и достаточный для обеспечения производному произведению правовой охраны. С. Произведения, навеянные фольклором Под фольклором понимаются разнообразные формы народной музыки. Музыкальный фольклор различает основные черты, присущие народной музыке, среди которых выделяются вариации и интерпретации. Материалом служат живые музыкальные формы, использующие зачастую несколько архаичный язык, традиционные древние жанры. Авторство признается за музыкантом, который импровизирует или сочиняет на основе народных мелодий, при условии что эти импровизации и композиции отмечены его индивидуальностью. Кассационный суд уточнил в этом смысле, что «...каждый автор имеет право свободно черпать вдохновение в фольклоре, что нисколько не лишает его произведение признака оригинальности, если только он обрабатывает произведение в соответствии со своим темпераментом и собственным стилем и придает ему характер подлинной композиции» (Civ. I, 23 oct. 1962, RIDA, 1963, XXXVIII. р. 127)
|