Форум ''Интернет и Право''

Основной раздел => Авторское право, программное обеспечение => Тема начата: Pavel Arievich от 15 Июля 2005, 18:22:45



Название: ПО и гарантия качества
Отправлено: Pavel Arievich от 15 Июля 2005, 18:22:45
Возник тут такой вопросец к софорумлянам, более предметно и практически знающим техническую специфику ПО.

У нас гарантийный срок на ПО чаще всего устанавливается или нет? Слышал о таком распространенном условии как as is, т.е. по сути переносе всех рисков на покупателя (можете поправить). Как и любой товар (предвижу возражения, но не вижу оснований не распространять на него правила договора купли-продажи как на купленный овощ, телевизор или CD), ПО может быть дефектным, и соответственно ГК (и где применимо - Закон о защите прав потербителей) будут действовать. Конечно, ГК достаточно гибок в вопросах установления гарантийного срока продавцом (если нет спец. законодательства, но здесь вроде бы нет), но есть всякие императивные фишки: 2 года (если покупатель докажет наличие дефектов, возникших до покупки) , нормы о разумном сроке и т.д и т.п.  Как у нас с этим на практике?


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Антон Серго от 15 Июля 2005, 19:39:03
Что такое ПО по ЗоАП - "литературное произведение".
Павел, можешь подать в суд на автора романа за "неправильный" конец?
 ;D


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Dmitry от 15 Июля 2005, 20:30:33
Что такое ПО по ЗоАП - "литературное произведение".

Ну так по ЗОАП и автомобиль всего лишь, в лучшем случае, произведение дизайнерского искусства, это же не значит, что его производителя нельзя призвать к ответу за технические дефекты.  ;)

Что касается гарантии, то с технической стороны есть существенные отличия между моделям надежности оборудования и моделями надежности ПО. Устанавливаемый производителями оборудования гарантийный срок призван защитить потребителей от дефектов производства. Применительно к ПО дефекты производства вносят обычно мизерный вклад в общую надежность ПО, тем не менее тот же бракованный CDROM вам всегда заменят. Гораздо более существенный вклад в надежность ПО вносят не дефекты производства, а дефекты разработки, и боюсь, устоявшейся теории надежности ПО в хоть сколько-нибудь законченном  и полном виде пока еще не создано. Но и применительно к оборудованию действия, связанные с выявленными при эксплуатации дефектами разработки, охватываются и регламентируются, IMHO, вне рамок правил гарантийного обслуживания.
Возможно не самая лучшая и содержательная работа по теме, но в качестве вводной мне понравилась, возможно и вам будет небезынтересно взглянуть, хотя она чисто техническая, без связи с юридическими проблемами - http://www.ece.cmu.edu/~koopman/des_s99/sw_reliability/ (http://www.ece.cmu.edu/~koopman/des_s99/sw_reliability/)

PS. Сразу не обратил внимания, ближе концу статьи есть ссылка на отдельную коротенькую заметку, посвященную Social & Legal Concerns  http://www.ece.cmu.edu/~koopman/des_s99/social_legal/index.html (http://www.ece.cmu.edu/~koopman/des_s99/social_legal/index.html)


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Николай Николаевич Федотов от 15 Июля 2005, 22:46:55
При передаче права воспроизведения программы для ЭВМ (т.е. при лицензировании её конечному пользователю) я иных условий кроме "as is" ни разу не встречал. На практике, конечно, и патчи выпускают, и версии обновляют бесплатно, но в договоре (лицензии) у всех "as is". Так уж сложилось исторически, и грех этим не воспользоваться.

А вот при передаче исключительных прав на ПО встречаются разные условия, в том числе и гарантии.


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Dmitry от 16 Июля 2005, 12:22:18
Вот еще один интересный англоязычный ресурс http://www.badsoftware.com/ (http://www.badsoftware.com/)


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Pavel Arievich от 18 Июля 2005, 10:51:58
Спасибо за инфу и ссылки. Вот этот пассаж, кстати, показателен (хотя бы для американской потребительской практики):

For example, if you buy a program, take it home, and discover obvious defects in your first day of use, you can take the program back for a refund. Some stores will tell you that the Copyright Act prevents this. That just ain't so.


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Сергей Середа от 19 Июля 2005, 16:40:27
Вот два материала с "Потребителя":

"Хозяйственный оборот программного обеспечения" (Максим Виноградов) -
http://consumer.stormway.ru/soft_law.htm

"О необходимости защиты прав потребителя в сфере ИТ" (Сергей Середа) - http://consumer.stormway.ru/cnsum_it.htm


Название: Re:ПО и гарантия качества
Отправлено: Олег от 19 Июля 2005, 17:35:37
"О необходимости защиты прав потребителя в сфере ИТ" (Сергей Середа) - http://consumer.stormway.ru/cnsum_it.htm
некоторое время назад встречал подобные рассуждения при организации одного горе IT профсоюза (в рамках сисадминс), может он и не горе вовсе, но как всегда, хотели как лучше а получилось как обычно :)