yuriyah
|
|
« Ответ #10 : 24 Апреля 2006, 22:44:52 » |
|
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане и организации вправе искать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. 2. Гражданин имеет право на получение от государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством, доступа к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов и органов местного самоуправления доступа к информации, непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, ее правового статуса, а также к информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении ее уставной деятельности. 3. Не может быть ограничен доступ: 1) к текстам нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающих правовой статус организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления; 2) к информации о состоянии окружающей среды; 3) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, отнесенных к государственной и служебной тайне); 4) к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания граждан и организаций; 5) к иным сведениям, недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральным законом. 4. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственных языках соответствующих субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. 5. Решения и действия (или бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающее право на доступ к информации, может быть обжаловано в вышестоящем органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде. 6. В случае если неправомерный отказ в доступе к информации, несвоевременность ее предоставления, предоставление заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации причинили убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 7. Предоставляется бесплатно: 1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; 2) информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; 3) информация, предоставляемая в иных установленных законом случаях. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации об их деятельности возможно только в случаях и на условиях, установленных федеральным законом.
Статья 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение права на доступ к информации допускается федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. В отношении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, обязательным является соблюдение ее конфиденциальности. 3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне. 4. Федеральными законами определяются условия отнесения информации к коммерческой, служебной и иным видам тайн и устанавливается обязательность соблюдения конфиденциальности указанной информации, а также ответственность за ее разглашение. 5. Информация, полученная гражданами при исполнении профессиональных обязанностей (профессиональная тайна) подлежит защите в случаях, если на этих лиц федеральными законами возложены обязанности принимать меры по соблюдению её конфиденциальности. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральным законом и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только соглашением лица, предоставившего такую информацию о себе, с лицом, исполняющим профессиональные обязанности. 6. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни от постороннего вмешательства и (или) контроля, на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Никто не вправе требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, включая информацию, составляющую личную и семейную тайну, либо получать такую информацию иным образом, помимо его воли. 7. Порядок обработки информации персонального характера (персональных данных) устанавливается федеральным законом.
Статья 10. Распространение (предоставление) информации
1. Распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральными законами. 2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать достоверные сведения о ее обладателе либо ином лице, распространяющем информацию (распространителе), в форме и объеме, достаточных для однозначной идентификации такого лица. 3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих прямо определять получателей (включая почтовую рассылку и передачу информации абонентам сетей электросвязи), распространитель обязан обеспечить возможность свободного отказа от получения указанной информации. 4. Предоставление информации, являющейся предметом информационного обмена между определенным кругом лиц, осуществляется в порядке, который устанавливается по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях. 5. Случаи и условия обязательного распространения (предоставления) информации, включая предоставление обязательных экземпляров тиражированных документов, устанавливаются федеральными законами. 6. Запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигающей национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 11. Документированная информация
1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. 2. Документирование информации в органах исполнительной власти Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила документооборота и делопроизводства, устанавливаемые иными государственными органами или органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны учитывать требования, установленные Правительством Российской Федерации в части обмена документами с органами исполнительной власти Российской Федерации. 3. Электронное сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если законом или иным нормативным правовым актом не устанавливается или не подразумевается обязательность составления документа на бумажном носителе. 4. Для целей заключения гражданско-правовых договоров или надлежащего оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронно-цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя сообщения в порядке, установленном федеральным законом или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. 5. Вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Основы государственной политики в сфере применения информационных технологий
1. Государственная политика Российской Федерации в сфере применения информационных технологий (информатизации) направлена на: 1) регулирование общественных отношений, связанных с поиском, сбором, хранением, обработкой, предоставлением или распространением информации с использованием информационных технологий на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом; 2) развитие информационных систем различного назначения для информационного обеспечения граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечение взаимодействия таких систем; 3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных мировых информационно-телекоммуникационных сетей. 2. Государственные органы Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями: 1) участвуют в разработке и реализации целевых программ в сфере применения информационных технологий; 2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственных языках соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Информационные системы
1. К информационным системам относятся: 1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, создаваемые соответственно по решению государственного органа Российской Федерации или государственного органа субъекта Российской Федерации; 2) муниципальные информационные системы, создаваемые по решению органа местного самоуправления; 3) иные информационные системы. 2. Если иное не установлено федеральным законом, оператором информационной системы является собственник технических средств, используемых для обработки информации в базах данных, который правомерно пользуется базами данных и содержащейся в них информацией, либо лицо, с которым такой собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. 3. Права обладателя информации, содержащейся в базе данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на базу данных. 4. Требования к государственным информационным системам, установленные настоящим Федеральным законом, распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении. 5. Особенности эксплуатации государственных и муниципальных информационных систем могут устанавливаться правовыми актами соответственно государственных органов и органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем. 6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не относящихся к государственным информационным системам и муниципальным информационным системам, определяется их операторами с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Государственные информационные системы
1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения информационного обмена между ними, а также для иных целей, установленных федеральными законами. 2. Государственные информационные системы создаются в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации либо на основании иного правового акта государственного органа, принимаемого в пределах его компетенции. 3. Государственные информационные системы создаются с учётом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. 4. Государственные информационные системы создаются и функционируют на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, а условия ее предоставления – Правительством Российской Федерации либо государственными органами, указанными в федеральных законах. 5. Если иное не указано в решении о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляет заказчик по государственному контракту на создание такой информационной системы, а принятие государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, устанавливаемом ее заказчиком. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку принятия в эксплуатацию отдельных категорий государственных информационных систем. 6. Не допускается эксплуатация государственных информационных систем без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. 7. Технические средства, программно-технические средства и средства защиты информации, используемые в государственных информационных системах, должны отвечать требованиям соответствующих технических регламентов. 8. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении государственных органов, составляют государственные информационные ресурсы.
Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей
1. Использование информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о связи, а также настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом. 3. Использование информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности на территории Российской Федерации не может служить основанием для установления требований или ограничений, дополнительных по сравнению с регулированием указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а равно не является основанием для освобождения от соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Федеральным законом может быть предусмотрена обязательная идентификация лиц, использующих информационно-телекоммуникационные сети при осуществлении ими предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся в Российской Федерации, вправе произвести проверку, позволяющую подтвердить, что электронное сообщение исходит от отправителя, а в случаях, установленных федеральным законом или соглашением сторон, обязан произвести такую проверку. 5. Информационный обмен с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется свободно и без ограничений при условии соблюдения на установленных федеральным законом требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Ограничение информационного обмена может производиться только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом. 6. Особенности подключения к информационно-телекоммуникационным сетям государственных информационных систем могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Статья 16. Защита информации
1. Защита информации заключается в принятии правовых, организационных и технических (программно-технических) мер в целях: 1) обеспечения целостности и сохранности информации, недопущения ее несанкционированного изменения или уничтожения; 2) соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализации права на доступ к информации. 2. Государственное регулирование в области защиты информации осуществляется путем установления требований по защите информации, предъявляемых к обладателям информации, собственникам и операторам информационных систем, пользователям информационно-телекоммуникационных сетей, а также ответственности за нарушение законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации. Требования по защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи. 3. Защита информации организуется: 1) в отношении общедоступной информации - распространителем такой информации; 2) в отношении информации, содержащейся в информационной системе - оператором информационной системы; 3) в иных случаях - обладателем информации. 4. Меры по защите информации должны обеспечивать: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачу её лицам, не имеющим прав на такой доступ; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) минимизацию неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, приводящего к нарушению их функционирования; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, измененной либо уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль уровня защищённости информации. 5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах своих полномочий определяют требования по защите информации в государственных информационных системах. При создании и эксплуатации государственных информационных систем методы и способы защиты информации, используемые в таких системах, должны соответствовать указанным требованиям. 6. Федеральным законом могут быть установлены ограничения на использование определенных категорий средств защиты информации и на осуществление определенных видов деятельности в области защиты информации.
Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
1. Нарушение настоящего Федерального закона либо требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Лица, права и интересы которых были нарушены в связи с разглашением либо иным неправомерным использованием информации ограниченного доступа, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, а также о защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено при предъявлении лицом, не предпринимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации либо нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования к мерам по защите информации, если принятие таких мер и соблюдение установленных требований было возложено на это лицо. 3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не несет ответственности за распространение такой информации лицо, услуги которого: 1) ограничиваются передачей информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 2) заключаются в хранении информации и обеспечении доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения такой информации. Статья 18. Заключительные положения
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона: Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст.609); Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28, ст.3347); статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст.167); статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст.2700); статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 27, ст.2711).
Президент Российской Федерации
|