Форум ''Интернет и Право''

Основной раздел => Авторское право, программное обеспечение => Тема начата: yuriyah от 16 Март 2006, 22:48:53



Название: Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 16 Март 2006, 22:48:53
Интересно, а какими способами можно установить нарушение авторских прав, скажем, писателя, при съемке фильма?
Т.е., представим себе ситуацию.
Некий писатель А. наваял грандиозный роман. Предприимчивый продюсер Б. роман прочел и оценил. Однако в цене экранизации А. и Б. не сошлись (никаких доказательств переговоров не сохранилось). Тогда Б. решил снять фильм без участия А., нанял съемочную группу и вперед. Вопрос: как А. доказать, что роман украли, ведь книгу и фильм текстуально не сравнишь, а сценарий Б. никому не показывал и вообще сжег после окончания съемочного процесса?


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Игорь Собецкий от 24 Март 2006, 18:12:50
Интересно, а какими способами можно установить нарушение авторских прав, скажем, писателя, при съемке фильма?
  Никак не установить. Потому что разумный плагиатор в такой ситуации поменяет фамилии и имена действующих лиц, подправит диалоги, да и действие перенесет в другой город. И будет похоже, но не то. Даже если сценарий воскреснет из пепла - вроде бы где-то хранится обязательный экземпляр - все равно сходство будет выглядеть чисто случайным.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 24 Март 2006, 22:29:15
По условиям задачи не сказано менял или не менял продюсер Б место, время, страну, фамилии и т.д. Если все в фильме выглядет иначе чем в книге(изменены вышеуказанные компоненты) доказать практически невозможно. Можно было бы уцепиться за идею, но идеи(как известно) законом не охраняются.
Если Б имеет глупость ничего не изменять, доказательство плагиата представляется реальным.

Цитировать
Даже если сценарий воскреснет из пепла - вроде бы где-то хранится обязательный экземпляр - все равно сходство будет выглядеть чисто случайным.

Если в суде удасться доказать, что совпадение сюжетов и идей(выраженных в форме тех же сюжетов) в сценарии и в книге выше пределов допустимого, обвинение в плагиате может быть удовлетворено судом.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 24 Март 2006, 22:38:59
Ну что Вы! Сюжеты и идеи авторским правом не охраняются.
Пока вижу только диалоги как доказательство. Все остальное -  никак не катит.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 24 Март 2006, 22:55:00
Возражаю, ваша честь ;)
Возможно, я неправильно выразился.
Имелось ввиду сюжет(видеофрагмент со звуком или без) как составная часть фильма! Как известно составная часть произведения охраняется законом.
Или Вы считаете, что известный сюжет из фильма "Троя"(поединок Гектора и Ахиллеса) не может охраняться авторским правом?
Повторяю идея не охраняется, идея выраженная в конкретной форме(сюжете) охраняется.
В этом будет смысл построения защиты на процессе по данному делу.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Dmitry от 25 Март 2006, 00:22:00
Повторяю идея не охраняется, идея выраженная в конкретной форме(сюжете) охраняется.
IMHO, формулировка не вполне верна, идея, даже выраженная в конкретной фоме, авторским правом не охраняется. Охраняется форма выражения идеи.
BTW, сюжет (в значении использованном yuriyah), как мне кажется, является элементом художественной формы и вполне может подлежать охране. Кстати, кто-нибудь следит, в каком состоянии иск к Дену Брауну по поводу сюжета "Кода да Винчи"?


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 25 Март 2006, 01:01:33
Извиняемся, описался малость.
Я, собственно, и имел ввиду сюжет как форму выражения идеи. Сюжет, являясь составным элементом фильма, охраняется авторским правом.

По поводу процесса Ден Браун против Майкла Бейджента и Ричарда Ли
http://www.lenta.ru/news/2006/03/20/hearing/ (http://www.lenta.ru/news/2006/03/20/hearing/)


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 25 Март 2006, 11:00:25
Хм, я так и не понял, что Вы имеете в виду под сюжетом.
Давайте попробуем с примерами.
К примеру, будет ли по-Вашему мнению заимствованием сюжета (влекущим правовые последствия в виде иска и последующей компенсации) случай, когда в снятом фильме есть сцена про мальчика, живущего в обычном доме в Берлине, где к нему время от времени прилетает непонятный человек с пропеллером на спине и кнопкой на животе?


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 25 Март 2006, 12:00:27
Вы, кстати, не ответили на вопрос:  Вы считаете, что известный сюжет из фильма "Троя"(поединок Гектора и Ахиллеса) не может охраняться авторским правом? Это тоже пример сюжета.

Цитировать
когда в снятом фильме есть сцена про мальчика, живущего в обычном доме в Берлине, где к нему время от времени прилетает непонятный человек с пропеллером на спине и кнопкой на животе?

Здесь многое нужно уточнить и сложно по одному предложению судить является ли сюжет(сцена из фильма) плагиатом. Например, если непонятный человек физиологически похож на Карлесона, говорит известные фразы и поведение его приближено к оригиналу, вопросов о плагиате быть не может - он есть! В любом случае абстрактно, судить о схожести тех или иных сюжетах чрезвычайно сложно, надеюсь Вы со мной согласны?
Другое дело конкретные примеры, вопрос в начале сообщения(сомнений у меня нет поединок Гектора и Ахилла авторским правом охраняется)

Дело юриста, представляющего интересы истца, обвиняющего ответчика в плагиате, во чтобы то ни стало доказать плагиат в произведении ответчика.





Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Urix от 25 Март 2006, 14:00:14
Цитировать
Никак не установить.
Интересное, конечно, утверждение. Для проверки его истинности сначала вспомните нынешний пример с "Кодом Да Винчи".


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Виталий К. от 25 Март 2006, 14:24:12
Цитировать
Вы считаете, что известный сюжет из фильма "Троя"(поединок Гектора и Ахиллеса) не может охраняться авторским правом? Это тоже пример сюжета.

сомнений у меня нет поединок Гектора и Ахилла авторским правом охраняется)

Вы так полагаете? А как же быть с тем, что этот сюжет многократно описывался в литературе задолго до фильма "Троя"?


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 25 Март 2006, 14:25:40
Я не ответил на вопрос, потому что его не понял, а не потому, что не хотел отвечать.
Что означает "сцена поединка Гектора и Ахиллеса"? Если воплощение того же сценария другими актерами, то, очевидно, нарушение авторских прав. Если же просто битва одного с другим на основании  сказаний Гомера, то никакого нарушения.
Что касается сложности определения нарушения авторского правА, так это всегда сложно,в  том числе, и в приведенном Вами примере.
А вопрос возник в связи с тем, что текст и происходящее на экране не могут быть одинаковыми.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 25 Март 2006, 14:38:09
Цитировать
Вы так полагаете? А как же быть с тем, что этот сюжет многократно описывался в литературе задолго до фильма "Троя"?

Виталий К., речь идет о сюжете - аудиопроизведении(произведении режисера, сценариста и т.д.) Т.е. именно о том как(форма выполнения) Вольфганг Петерсен(режисер) воспроизвел(творческая деятельность ) поединок(идея).

То, что поединок был описан и раньше общеизвестно.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Dmitry от 25 Март 2006, 14:38:25
Хм, я так и не понял, что Вы имеете в виду под сюжетом.

http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=litenc/leb/leb-1401.htm&encpage=litenc&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/litenc/leb/leb-1401.htm%26text%3D%25F1%25FE%25E6%25E5%25F2%26reqtext%3D%25F1%25FE%25E6%25E5%25F2%253A%253A31878%2B%2526/%25280%2B0%2529%2B!%2525%25F1%25FE%25E6%25E5%25F2%253A%253A67966%26%26isu%3D2 (http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=litenc/leb/leb-1401.htm&encpage=litenc&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/litenc/leb/leb-1401.htm%26text%3D%25F1%25FE%25E6%25E5%25F2%26reqtext%3D%25F1%25FE%25E6%25E5%25F2%253A%253A31878%2B%2526/%25280%2B0%2529%2B!%2525%25F1%25FE%25E6%25E5%25F2%253A%253A67966%26%26isu%3D2)


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 25 Март 2006, 14:48:09
Цитировать
Я не ответил на вопрос, потому что его не понял, а не потому, что не хотел отвечать.
Что означает "сцена поединка Гектора и Ахиллеса"? Если воплощение того же сценария другими актерами, то, очевидно, нарушение авторских прав. Если же просто битва одного с другим на основании  сказаний Гомера, то никакого нарушения.

Вот - вот, о том же и я!

Цитировать
Что касается сложности определения нарушения авторского правА, так это всегда сложно,в  том числе, и в приведенном Вами примере.
А вопрос возник в связи с тем, что текст и происходящее на экране не могут быть одинаковыми.

Что это просто никто и не говорит, если иметь "нарушение в натуре"(источник плагиата, спорный фрагмент и т.д.) можно быть более объективным, вот мой тезис!



Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Виталий К. от 25 Март 2006, 15:03:33
Цитировать
Виталий К., речь идет о сюжете - аудиопроизведении(произведении режисера, сценариста и т.д.) Т.е. именно о том как(форма выполнения) Вольфганг Петерсен(режисер) воспроизвел(творческая деятельность ) поединок(идея).

То, что поединок был описан и раньше общеизвестно.

Уважаемый FaKeR, Вы смешиваете сюжет со сценарием. Сюжет этого поединка описан давно и много раз повторялся в литературе. Авторским правом он не охраняется. Сценарий - т.е. описание куда движется какой актер и что делает - другое дело. Вот его можно нарушить.

Кроме того, хотел бы заметить, что понятия "аудиопроизведение" в российском авторском праве нет. Есть "аудиовизуальное произведение". Считать сюжет "аудиовизуальным произведением" Вы конечно можете, но, боюсь, много единомышленников не найдете (посмотрите определение "аудиовизуального произведения" в ЗоАП).


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 25 Март 2006, 15:28:00
Дмитрий, спасибо, конечно, но я имел в виду позицию Faker (см. сообщение Виталия).
Faker, но тогда речь идет о воплощении сценария, написанного автором сценария, поддерживаю Виталия. А сценария нет (сожгли), поэтому провести цепочку текст - сценарий - фильм и представляется затруднительным.
Думаю, аналогичные ситуации можно найти и в других сферах, где будет а) дополнительное звено, которое не нужно публиковать (обнародовать другим образом) б) из первоначальной формы (как здесь - книга) получается новая (здесь - фильм).
При исключении какого-либо из условий получается легкодоказываемое нарушение (при отсутствии первого условия выходит, скажем, аудиокнига, для которой и доказывать ничего не надо, при отсутствии второго даже с промежуточным звеном доказывание облегчается сохраненной формой).


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 25 Март 2006, 16:31:06
Согласен с Вами коллеги, сюжет(если под ним понимается идея, например,Ахилл бьется с Гектором и убивает его) не охраняется авторским правом, но я-то имел ввиду нечто другое. А именно, на задачу, поставленную yuriyah, я предложил решение - доказав в суде сходство диалогов, сюжетной линии обисаной в книге и скопированной в фильме.

Замечу, что   процесс Ден Браун против Майкла Бейджента и Ричарда Ли http://www.lenta.ru/news/2006/03/20/hearing/ (http://www.lenta.ru/news/2006/03/20/hearing/)
Показателен по-поводу защиты сюжетной линии книги.
 


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 26 Март 2006, 19:14:31
Выходит, Вы все же поддерживаете мою мысль о диалогах?
А сюжетная линия неохраняема, это не форма, а содержание. Вот сюжет как видеофрагмент (Ваше первоначальное мнение) может охраняться.
Выходит, что при замене диалогов на похожие, но не идентичные, доказать что-то затруднительно...
Кстати, по делу Брауна, если все так, как указано в заметке, ответчик должен выиграть. Ведь следование некой теории о существовании или несуществовании чего-либо или кого-либо не может быть основанием для обвинения в плагиате. Тогда науки не могли бы развиваться. Используешь мою теорию относительности в своем учебнике, плати деньги!


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 27 Март 2006, 00:30:48
Цитировать
Выходит, Вы все же поддерживаете мою мысль о диалогах?

Да, и поддерживал с самого начала.

Цитировать
А сюжетная линия неохраняема, это не форма, а содержание. Вот сюжет как видеофрагмент (Ваше первоначальное мнение) может охраняться.

Видимо, в начале дискуссии я неудачно выразился - нужно было использовать термин видеофрагмент вместо термина сюжет(тем более, что имел ввиду я как раз первое).
Однако вы согласитесь, что  если А. удастся доказать, что В. в фильме слишком часто(а может быть и не столь часто, но достаточно чтобы предъявить претензии в плагиате) копировал идеи(и даже гипотезы), причем подробно(досконально или с небольшими отступлениями) из книги, его герои(герои фильма) ведут себя также(или очень похоже или до степени идентичности) как ведут себя герои книги, то дело это в суде имеет неплохие перспективы для выигрыша А.(автора книги)? 8)

Мысль моя длинна, но,надеюсь, понятна? ;)

Что касается обсуждаемого процесса о плагиате
http://www.nr2.ru/57654.html/print/ (http://www.nr2.ru/57654.html/print/) Как видно английский суд не исключает использование идей и теорий(в виде тех же сюжетных линий) как плагиат и доказательство плагиата остается делом доказательства.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 27 Март 2006, 22:51:03
Мне кажется очень спорным, что можно будет доказать плагиат в случае копирования идей и гипотез. Во-первых, закон прямо называет их неохраняемыми. Но даже если в иске не будет опрометчивых слов про гипотезы, то человек, знакомый с теорией права интеллектуальной собственности, обязательно укажет судье на то, что авторским правом содержание чего-либо не охраняется. В лучшем случае, им охраняется внутренняя форма. Из простых и доступных источников могу посоветовать А.П. Сергеева "Право интеллектуальной собственности" (глава 3, параграф 1, пункт 6), который рассматривает теорию В.Я. Ионаса по этому поводу.


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 27 Март 2006, 23:02:21
Думаю, если делать упор в агрессивной тактике на "диалоги", образы и сюжетную линию(избегая громких слов - идея, теория, концепция и гипотеза), шанцы есть.

У кого-то есть другие мнения?


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: yuriyah от 07 Апрель 2006, 23:26:06
Вот по поводу Дэна Брауна. Я и не сомневался: http://lenta.ru/news/2006/04/07/won/


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 08 Апрель 2006, 00:15:48
Даа, видимо с доказательствами у стороны истцов было туговато http://lenta.ru/news/2006/03/20/hearing/ (http://lenta.ru/news/2006/03/20/hearing/) ;) Однако огорчает, что подробностей хода процесса нет и не было, может что-то и прояснилось бы ::)


Название: Re:Плагиат в разных видах произведений
Отправлено: Андрей С.В. от 19 Май 2006, 22:08:06
Российский ученый выступил с претензиями к Дэну Брауну по поводу его книги и теперь фильма "Код да Винчи".
http://uatoday.net/news?categ=6&date=1145909649&page=1&.phtml (http://uatoday.net/news?categ=6&date=1145909649&page=1&.phtml)

Мы обсуждали в этой ветке претензии к Дэну Брауну по поводу теории, идеи и т.д., но теперь дело ясное(на мой взгляд) - термин "Код да Винчи" - может выступать как объект АП.