СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных
материалов России
от
15 декабря 1994 г.
№
19-70
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
№
18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай
ТОИ Р-66-35-95
Дата
введения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,
Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,
акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовые
инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначены
для организаций строительства, предприятий промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих
организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные
инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в
процессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификации
требований инструкций по охране труда специализированными организациями
разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются
министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкции
разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм
и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих
требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской
Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые
профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для
удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,
выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам
выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС
для этих профессий.
Машинисты машин
для забивки и погружения свай (далее —
«машинисты») при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
«Типовой инструкции по охране труда для
работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального
хозяйства», настоящей типовой инструкции,
разработанной с учетом
строительных норм и правил Российской Федерации, а также
требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации машин для забивки и погружения свай (далее — «машин»).
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а)
предъявить руководителю удостоверение о проверке
знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на
рабочем месте по специфике
выполняемых работ;
б)
надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного
образца.
2. После
получения задания машинист
обязан:
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных
коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или ветками;
б) уточнить
последовательность выполнения свайных работ и
меры по обеспечению безопасности;
в) провести
ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о запуске
двигателя работников, обслуживающих машину или
находящихся в
зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в
нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя
(при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход
вращаемых элементов — вне кабины);
е) проверить после запуска
двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу
тормозов;
ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и
предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки,
а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ.
3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях
требований безопасности:
а) неисправности механизмов, а также наличии дефектов
металлоконструкций или канатов, при которых запрещается
эксплуатация машины;
б) наличии дефектов грузозахватных
приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в)
несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы
условиям работы;
г) отсутствии
или неисправности сигнального устройства;
д) наличии
видимых повреждений железобетонных свай;
е) недостаточной
освещенности места производства работ. Обнаруженные неисправности следует
устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан
сообщить о них лицу, ответственному за безопасное
производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в
исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
4. Передвигать
машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке.
5. Подтаскивать
сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по
прямой линии в пределах видимости машиниста.
6. При подъеме
сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.
7. Поднимать
свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и
сваи не допускается.
8. Перед пуском
в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.
9. При поднятии
и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а
наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами-амортизаторами.
10. При запуске
и работе молота машинист обязан следить, чтобы копровщик находился не ближе 4 м
от молота.
11. Изменять
наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота
в нижнем положении.
12. Машинисту
запрещается:
а) допускать к
строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за
данной машиной;
б) поднимать
сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
в) поднимать
базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования;
г) поднимать
сваю и молот одновременно;
д) подтаскивать
сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также
уложенные в штабель свыше двух рядов;
е) поднимать
железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
ж) оставлять сваю
и молот на весу в случае временного прекращения работы;
з) передавать
управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
и) ослаблять
канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота;
к) опускать
молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим
подхватом на тормоз в конце спуска;
л) снимать молот
со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3
своей длины;
м) оставлять без присмотра
машину во время работы молота;
н) работать неисправным
молотом;
о) обслуживать и
ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне;
п) принимать участие в работе
по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска.
13. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинист
должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры
машины не менее указанных ниже.
Глубина выемки, м
|
Расстояние по горизонтали от
полошвы откоса до ближайшей опоры, м, при
грунте
|
песчаном
|
супесчаном
|
суглинистом
|
глинистом
|
1
|
1,5
|
1,15
|
1,00
|
1,00
|
2
|
3,0
|
2,40
|
2,00
|
1,50
|
3
|
4,0
|
3,60
|
3,25
|
1,75
|
4
|
5,0
|
4,40
|
4,00
|
3,00
|
5
|
6,0
|
5,30
|
4,75
|
3,50
|
Требования безопасности в аварийных ситуациях
14. При изменении погодных условий
(снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить об
этом руководителю работ.
15. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или
подъемного механизма, а также признаков разрушения
сваи работу необходимо
приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
16. В случае отклонения забиваемой сваи
от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть
такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина
оборудована таким агрегатом
Требования безопасности по окончании работы
17. По окончании
работы машинист обязан:
а) опустить
молот в нижнее положение, и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена
под копер, то
дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;
б) поставить
машину на стоянку;
в) выключить и
запереть все пусковые приспособления машины;
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место;
д) очистить, протереть и
убрать инструмент в предназначенное для этого место;
е) привести в порядок рабочее
место;
ж) сообщить руководителю
работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех
неполадках, возникших во время работы.