Типовая инструкция для инженерно-технических
работников, ответственных за содержание кранов-трубоукладчиков
в исправном состоянии
РД
10-275-99
Содержание
Утверждена
постановлением Госгортехнадзора России от 19.03.99 № 22
На
основании настоящей Типовой инструкции каждая
организация, эксплуатирующая краны-трубоукладчики, обязана разработать и
утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные
требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов-трубоукладчиков,
и указания по содержанию кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-трубоукладчиков.
1.1. В соответствии с Правилами
устройства и безопасной эксплуатации
кранов-трубоукладчиков, утвержденными Госгортехнадзором России 20.11.97*,
ответственность за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии владелец совместно с
организацией, эксплуатирующей краны-трубоукладчики, должны возложить на
инженерно-технического работника соответствующей
квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий
краны-трубоукладчики.
* Далее
по тексту - Правила.
1.2. Ответственность за
содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии должна быть возложена
на одного инженерно-технического работника.
1.3. Инженерно-технический
работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в
исправном состоянии, назначается после
прохождения им проверки знаний
Правил, должностной инструкции и других нормативных документов, касающихся его должностных обязанностей,
аттестационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему
соответствующего удостоверения и должностной
инструкции. Периодическая проверка знаний инженерно-технического
работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
проводится не реже одного раза в 3 года
аттестационной комиссией без участия
инспектора госгортехнадзора.
1.4. Номер и дата приказа о
назначении инженерно-технического
работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков
в исправном состоянии, а также его должность,
фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься
в паспорт крана-трубоукладчика до его регистрации
в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого
ответственного лица.
1.5. На время отпуска, командировки,
болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического
работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном
состоянии, исполнение его обязанностей
должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном п.
1.4 настоящей Типовой инструкции и Правилами.
1.6. Инженерно-технический
работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в
исправном состоянии, должен знать:
1) Правила;
2) должностную инструкцию для
инженерно-технического работника, ответственного за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии;
3) конструкцию
кранов-трубоукладчиков, их назначение,
точки смазки узлов и механизмов, методы ремонта в объеме, необходимом для
проведения технического обслуживания и ремонта;
4) требования, изложенные
в руководствах по эксплуатации кранов-трубоукладчиков, в частности периодичность
технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения
металлоконструкций, узлов гидросистемы и способы проверки приборов
безопасности, регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся
и заменяемых деталей и допуски на их износ, критерии предельного
состояния кранов-трубоукладчиков для отправки в капитальный ремонт;
5) производственные
инструкции для обслуживающего персонала -
крановщиков (машинистов), слесарей, наладчиков приборов
безопасности;
6) Инструкцию по надзору за
изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений (РД
10-08-92);
7) методические рекомендации и иные предписания органов Госгортехнадзора по предупреждению
аварий и несчастных случаев при
эксплуатации кранов-трубоукладчиков;
8) устройство кранов-трубоукладчиков, приборов безопасности
и съемных грузозахватных приспособлений;
9) порядок регистрации и снятия с учета кранов-трубоукладчиков, установки и пуска их в
эксплуатацию;
10) порядок передачи во временное пользование
другим организациям кранов-трубоукладчиков для работы в других регионах;
11) систему
планово-предупредительного ремонта кранов-трубоукладчиков, порядок вывода их в
ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;
12) организацию и порядок проведения монтажа,
ремонта, реконструкции и технического освидетельствования
кранов-трубоукладчиков;
13) порядок оформления и
выдачи нарядов-допусков в случаях,
предусмотренных Правилами;
14) организацию надзора и обслуживания
кранов-трубоукладчиков на предприятии;
15) нормы браковки
стальных канатов.
2.1. Инженерно-технический работник, ответственный
за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержание кранов-трубоукладчиков, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном
состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в
установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и
своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного
личного осмотра кранов-трубоукладчиков, съемных грузозахватных приспособлений и
тары;
2) обслуживание и ремонт
кранов-трубоукладчиков обученным и
аттестованным персоналом, обладающим достаточными
навыками для выполнения возложенных на
него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и
инструктажей обслуживающего персонала;
3) контроль за выполнением
крановщиками (машинистами) и ремонтным персоналом требований
производственных инструкций по обслуживанию кранов-трубоукладчиков;
4) своевременную подготовку
кранов-трубоукладчиков к техническому освидетельствованию, а также подготовку к
обследованию кранов-трубоукладчиков, отработавших
нормативный срок службы;
5) вывод в ремонт
кранов-трубоукладчиков в соответствии с графиком;
6) хранение паспортов и
технической документации на
краны-трубоукладчики, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
7) выполнение
предписаний органов госгортехнадзора и
службы по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
2.2. Инженерно-технический
работник, ответственный за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
допускает к эксплуатации вновь установленный
кран-трубоукладчик или кран-трубоукладчик, полученный после ремонта, только после проведения технического освидетельствования и при наличии разрешения на
эксплуатацию, записанного в паспорт
крана-трубоукладчика, а также обученного обслуживающего и ремонтного
персонала.
2.3. Инженерно-технический
работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в
исправном состоянии, обнаружив в процессе
монтажа или эксплуатации недостатки
в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие
кранов-трубоукладчиков требованиям Правил, обязан
приостановить их эксплуатацию,
сообщив о выявленных недостатках владельцу крана-трубоукладчика или организации, его эксплуатирующей.
2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции
кранов-трубоукладчиков инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан строго
соблюдать требования Правил и при
этом не допускать выполнение указанных работ сторонними организациями,
не имеющими разрешения (лицензии) органов
госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки
проектов и технических условий.
2.5. Инженерно-технический
работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в
исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях
кранов-трубоукладчиков, обследовании кранов-трубоукладчиков, отработавших
нормативный срок службы, а также при проверках кранов-трубоукладчиков
инспектором госгортехнадзора и инженерно-техническим работником по надзору за
безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков.
2.6.
Инженерно-технический работник, ответственный
за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен подготовить
машину к техническому освидетельствованию, при этом проверяются в работе ее механизмы, приборы безопасности,
тормоза, аппараты управления, узлы
гидросистемы, освещение, сигнализация.
Если инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, поручалось проведение смотра отдельных узлов и механизмов
кранов-трубоукладчиков до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом
освидетельствовании он должен проверить:
1) состояние
металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин,
деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии и других дефектов), а также кабины, лестниц,
площадок и ограждений;
2) состояние крюка, блоков,
барабанов, элементов тормозов;
3) состояние канатов и их крепление;
4) соответствие массы
противовеса и балласта значениям, указанным в паспорте. Результаты осмотров
и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно-технический
работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан:
1) произвести выбор каната
в соответствии с паспортными данными;
2) произвести расчет
каната;
3)
проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о
выполненных работах в паспорт крана-трубоукладчика.
2.8. При
осмотре приборов безопасности инженерно-технический
работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном
состоянии, обязан проверить:
1)
установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между
грузозахватным органом после его остановке и упором должен составлять для кранов-трубоукладчиков не менее 200 мм;
2) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности
и вылета.
2.9. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, возложены обязанности по
содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он
обязан производить их периодические осмотры
в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт в соответствии с
нормативными документами.
2.10.
Инженерно-технический работник, ответственный
за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно
закрепленным персоналом и не допускать перевод крановщиков (машинистов) для работы с одного крана-трубоукладчика на
другой без его ведома.
При необходимости перевода крановщика (машиниста) с одного крана-трубоукладчика на другой того же типа, изготовленный на том же предприятии, он обязан ознакомить
крановщика (машиниста) с руководством по эксплуатации этого
крана-трубоукладчика и обеспечить его стажировку, а также проверить его
практические навыки.
Перевод крановщиков (машинистов) с кранов-трубоукладчиков
одного типа (например, с механическим приводом лебедки) на другой (например, с
гидромеханическим или гидравлическим приводом) или изготовленный на другом
предприятии, может быть допущен только
после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.
2.11.
Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков
в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы работники, на
которых возложены обязанности по обслуживанию кранов-трубоукладчиков: крановщики (машинисты), слесари, наладчики приборов
безопасности, вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и
проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии.
Крановщики (машинисты) должны производить осмотр кранов-трубоукладчиков
перед началом работы, для чего им должно
быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки
кранов-трубоукладчиков должны записываться в
вахтенный журнал.
Проверка
ведения вахтенного журнала инженерно-техническими работниками, ответственными
за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должна производиться
не реже одного раза в месяц.
2.12. Инженерно-технический работник,
ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
должен систематически проводить инструктажи крановщиков (машинистов) и слесарей
по безопасному обслуживанию и ремонту кранов-трубоукладчиков, анализируя допущенные ими нарушения, случаи травматизма
и аварий.
2.13. При инструктаже крановщиков (машинистов) до начала работ особое внимание должно быть обращено
на:
1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей кранов-трубоукладчиков,
которые могут быть причиной
несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.);
2) исправность действия приборов и устройств
безопасности;
3) состояние тормозов,
блоков, барабанов, канатов, крановых
металлоконструкций, уровни и состояние смазочно-охлаждающих
жидкостей;
4) соблюдение установленного порядка приема и
сдачи смены;
5)
строгое выполнение требований нарядов-допусков
в случаях, предусмотренных Правилами;
6) состояние ходовой
части;
7) условия загрузки и разгрузки платформ и
полувагонов;
8) недопустимость перегруза
кранов-трубоукладчиков;
9) необходимость запирания дверей кабины по
окончании работы или уходе с крана-трубоукладчика;
10) недопустимость
установки кранов-трубоукладчиков для работы под
линией электропередачи, а также ближе 30 м от нее без
наряда-допуска;
11) порядок установки кранов-трубоукладчиков на
уклонах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;
12) недопустимость нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана-трубоукладчика;
13) необходимость строгого
соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и
применения соответствующих характеру и
массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;
14) соблюдение указаний, содержащихся
в руководстве по эксплуатации, о возможности совмещения
операций при работе крана-трубоукладчика и условиях опускания стрелы с грузом.
2.14.
Инженерно-технический работник,
ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
должен:
1) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;
2) обеспечить наличие на кране-трубоукладчике
табличек с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;
3) направлять краны-трубоукладчики на участок производства работ только по заявке, в которой
должны быть указаны фамилии лица,
ответственного за безопасное производство работ
кранами-трубоукладчиками, и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы,
сведения о наличии линии электропередачи или действующего
трубопровода. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;
4) вести учет наработки
кранов-трубоукладчиков в моточасах.
2.15. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание
кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
не должен допускать их работу при:
1) наличии в крановых
металлоконструкциях опасных дефектов (трещин,
деформаций, утонения стенок и др.);
2) ослаблении креплений в
соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;
3) неисправности приборов и устройств
безопасности;
4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей, видимых повреждениях гидросистем
и признаках неисправности работы гидромеханических передач и гидроузлов;
5) обнаружении недопустимых
дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и
его подвески;
6) истечении срока
технического освидетельствования или нормативного срока службы кранов-трубоукладчиков;
7) запрещении
работы кранов-трубоукладчиков инспектором госгортехнадзора или
инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией
кранов-трубоукладчиков. Когда кран-трубоукладчик
остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с
разрешения этих работников, а
ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического
работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном
состоянии.
3.1. Инженерно-технический работник, ответственный
за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, имеет право:
1) посещать в любое время участки, где работают краны-трубоукладчики,
и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных
инструкций;
2) выводить краны-трубоукладчики
из работы для проведения их технических обслуживании,
ремонтов, освидетельствований, специальных
обследований и диагностирования;
3) отстранять от
обслуживания кранов-трубоукладчиков персонал, нарушающий
производственные инструкции;
4) ставить вопрос перед руководством
организации, эксплуатирующей кран-трубоукладчик, или владельцем о принятии мер дисциплинарного воздействия за нарушение работниками требований Правил и производственных
инструкций.
Инженерно-технический работник, ответственный за
содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии,
несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил безопасности и
должностных инструкций.