Письмо Министерства экономического развития
РФ от 16 ноября 2009 г. № Д23-3781
"О подготовке межевого плана и порядке
согласования местоположения границ земельных участков"
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение
Общества с ограниченной ответственностью "Городской кадастровый центр"
по вопросам подготовки межевого плана и порядка согласования местоположения границ
земельных участков и сообщает.
В соответствии с Положением
о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России
не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а
также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным
по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. О подготовке межевого
плана при устранении замечаний, ставших основанием для приостановления или отказа
в осуществлении государственного кадастрового учета.
Федеральным законом от
24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрена возможность
представления в орган кадастрового учета в целях осуществления государственного
кадастрового учета вместо межевого плана отдельных разделов межевого плана с устраненными
замечаниями, ставшими основанием для принятия органом кадастрового учета решений
о приостановлении либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, в указанных
случаях для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка
с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен
межевой план с устраненными замечаниями.
Вместе с тем, если причиной
для принятия вышеуказанных решений стало отсутствие необходимых документов приложения
межевого плана, такие документы в соответствии с пунктом 44 Порядка ведения государственного
кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008
г. № 35, могут быть
представлены в орган кадастрового учета как дополнительные документы к ранее представленному
заявлению (в данном случае повторная подготовка межевого плана не требуется). Аналогичное
правило может быть применено в отношении актов согласования местоположения границ
земельных участков. В указанном случае в доработанном межевом плане на обороте раздела
"Чертеж земельных участков и их частей" может быть приведена информация
о том, что акт согласования местоположения границ земельных участков и необходимые
документы (при наличии) содержатся в межевом плане, представленном ранее в орган
кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением (указать его регистрационный
номер и дату регистрации).
Дополнительно отмечаем,
что вышеуказанные вопросы будут решены в случае принятия проекта федерального закона
№ 93929-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - законопроект), который дорабатывается ко второму чтению
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект
предусматривает изменения Федерального закона от 21 июля 1997 г. №
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" и Закона о кадастре. В частности, в Закон о кадастре вносятся изменения,
предусматривающие возможность возврата для доработки документов, указанных в статье
37 Закона о кадастре, в случаях принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении
либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
2. Позиция Минэкономразвития
России по вопросу о переходном периоде применения приказа Минэкономразвития России
от 24 ноября 2008 г. № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований
к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании
местоположения границ земельных участков" изложена в письме от 30 июня 2009
г. № 10221-ИМ/Д23 (копия прилагается).
3. О лицах, являющихся
представителями несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ
земельных участков.
Согласование местоположения
границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами,
обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи
39 Закона о кадастре. В соответствии с частью 4 статьи 39 Закона о кадастре от имени
данных лиц в согласовании местоположения границ земельных участков вправе участвовать
их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной
доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного
органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом
1 статьи 21 Гражданского
кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать
и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять
их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия,
то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Пунктом 1 статьи 26 Гражданского
кодекса Российской Федерации установлено, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати
до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 указанной
статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей
или попечителя.
Согласно пункту 1 статьи
28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших
четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 данной
статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Статьей 64 Семейного кодекса
Российской Федерации установлено, что родители являются законными представителями
своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими
и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
При этом в соответствии
с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке
и попечительстве" опекуны являются законными представителями своих подопечных
и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях
без специального полномочия.
Таким образом, от имени
несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ земельных участков
могут участвовать, в частности:
- законные представители
(родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
- несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно при наличии письменного согласия своих законных
представителей, предусмотренного статьей 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом согласно статьям
23 и 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского
состояния" полномочия родителей и усыновителей подтверждаются соответствующими
свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния (свидетельством
о рождении, свидетельством об усыновлении).
Полномочия опекунов несовершеннолетних
в возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства
(часть 6 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке
и попечительстве").
Заверенные кадастровым
инженером копии указанных документов в соответствии с пунктом 25 Требований к подготовке
межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008
г. № 412, включаются в состав приложения межевого плана.
4. По вопросу о наличии
противоречий в сведениях о правообладателях смежных земельных участков (о лицах,
указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре), содержащихся в соответствующем
межевом плане и в Реестре объектов недвижимости, сообщаем, что позиция Департамента
недвижимости по указанному вопросу доведена до Росреестра письмом от 5 ноября 2009
г. № Д23-3641 (копия прилагается).
5. По вопросу оформления
акта согласования местоположения границы земельного участка (далее - Акт согласования)
в случаях, когда в соответствии с Законом о кадастре проведение согласования местоположения
границ земельных участков не требуется.
В Акте согласования указываются сведения о частях границы
или характерных точках границы земельного участка, местоположение которых было уточнено
в результате проведения кадастровых работ.
Приложение: на 7 л. в 1
экз.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
|
В.В.
Абрамченко
|