Красиво, правда?
Основные ссылки










Яндекс цитирования

Рассылка 'BugTraq: Закон есть закон'



Rambler's Top100



Можно ли привлечь спамера к ответственности
по существующему законодательству?

презентация

Теория вопроса…

Закон о рекламе: “Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний”.

Нарушает ли спамер закон о рекламе?
Да. Исключения редки.

 

Общие требования к рекламе

Ст.5 Закона “О рекламе”:

1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

2. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке.

3. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.

Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой “подлежит обязательной сертификации”.

5. Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Требования и допустимость рекламы

1. Недобросовестная реклама.

2. Недостоверная реклама.

3. Неэтичная реклама.

4. Скрытая реклама.

5. Реклама на иностранных языках.

6. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено.

7. Реклама товаров, запрещенных к производству и реализации.

8. Реклама, побуждающая граждан к насилию, агрессии, возбуждающая панику, а также побуждающая к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

9. Реклама экстремистского характера.

10. Реклама, побуждающая к действиям, нарушающим природ. законодательство.

11. Реклама отдельных видов продукции при определенных обстоятельствах, например (алкогольных напитков, табака и табачных изделий, медикаментов).

12. Реклама отдельных субъектов предпринимательской деятельности с нарушением установленных правил.

 

Интересно обратить внимание…

Статья 13. Особенности рекламы в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании

3. При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

 

Ответственность - 1

1. Административная.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе – штраф:

для граждан - от 2.000 до 2.500 рублей;

для должностных лиц - от 4.000 до 5.000 рублей;

для юридических лиц - от 40.000 до 50.000 рублей.

 

Ответственность - 2

2. Уголовная.

Осуществляются ли рассылки – регулярно и возмездно?

Если да, то осуществляется ли такая предпринимательская деятельность с надлежащим оформлением? (см. ст. 171 УК РФ).

Вообще, Закон “О рекламе” распространяется на все виды рекламы кроме политической рекламы и объявлений физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В случае со спамом деятельность рекламодателя и рекламораспространителя почти всегда предпринимательская, но осуществляемая без надлежащей регистрации. Отсутствие регистрации может быть основанием привлечения к ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии)).

Наконец, при большом желании действия спамера могут квалифицироваться как преступления и подпадать под определенные статьи УК РФ (например, ст. 274 “Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети”, а если рассылается не реклама, а вирусная программа — то ст. 273 “Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ”).

 

Спаммерский “Дисклеймер” - 1

“Рассылка осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции.

  • П. 4 ст. 29 Конституции РФ: “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…”.

Реально: ст. 29 Конституции РФ говорит о праве распространять информацию “законным способом”. Спам не является законным способом распространения информации.

 

Спаммерский “Дисклеймер” - 2

“Рассылка осуществляется в соответствии со ст. 27 ФЗ “О связи”.

  • Ч. 1 ст. 27 ФЗ “О связи”: “Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи”.

Реально: ст. 27 ФЗ “О связи”, то она закрепляет право передавать сообщения, а не распространять рекламу по сетям электрической связи.

 

Хроника общения с ЦАА

В конце 2003 октября была получена очередная рассылка от ALC.

Письмо имело весьма специфичный формат, содержало картинки, текст на разных языках, части текста были написаны белым по белому (т.е. цветом шрифта совпадающим с цветом фона), письмо содержало, как всегда, фальшивый обратный адрес и не имело никакой информации о рекламодателе или рекламораспространителе.

В связи с этим, в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было направлено письмо, с просьбой принять меры к злостному нарушителю действующего законодательства о рекламе. В числе явных нарушений были отмечены следующие:

1. В соответствии с п.1 ст.5 Закона “О Рекламе”: “Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения”.

2. В соответствии с п.2 ст.5 Закона “О Рекламе”: “Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации”.

3. В соответствии с п.3 ст.5 Закона “О Рекламе”: “Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию”.

4. В соответствии с ст.7 Закона “О Рекламе”: “Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении... информации о самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается”.

5. В соответствии с ст.10 Закона “О Рекламе”: “Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются”.

В ответе от МАП РФ было указано: “МАП России рассмотрел обращение по поводу рекламы Центра Американского Английского, распространявшейся посредством Интернет, и сообщает. Министерством проводится проверка рекламы Центра Американского Английского, для чего в адрес указанной организации направлен соответствующий запрос информации”, а также содержалась просьба предоставить кое-какую дополнительную информацию о рекламодателе.

Указанный “Центр” игнорировал МАП настолько, насколько сотрудники Министерства даже не могли себе этого представить, так как не привыкли к такому отношению. Сначала одно заказное письмо ушло “в никуда”, хотя уведомление о вручении было получено, а само письмо содержало предписание предоставить необходимую информацию в определенный срок.

Допуская, что письмо действительно может затеряться, МАП отправил в “Центр” второе письмо. Не нужно быть пророком, чтобы угадать, что его ожидала та же судьба.

По имеющейся информации, сотрудники МАП пытались выловить директора “Центра” всеми мыслимыми способами. Даже предпринимались попытки вручить ему из рук в руки запрос. При телефонном контакте в ответ на инициативу переслать запрос хотя бы по факсу, сотрудники “Центра” сообщали, что у них в офисе нет факса(!), хотя они готовы принять запрос по электронной почте.

Вышеописанное шоу продолжалось на протяжении полугода…

В конце концов, МАП перестал терпеть подобное неуважение к себе и, подготовив документы, передал их в суд для наказания правонарушителя, злостно уклоняющегося от предоставления документов по запросу МАП России.

Дальнейшее развитие событий охватывается формулой поведения нашкодившего ребенка: если наказание уже неотвратимо, лучше прибежать с криками “Я больше не буду! Это не я! Это кто-то другой!”. Примерно так все и было… “Центр” как будто “внезапно” прозрел, стал вежливым, общительным и законопослушным.

Директор “Центра” быстро нашелся и вежливо сообщил, что каких-либо запросов от МАП России не получал, а в марте случайно вдруг обнаружил составленный в отношении его протокол об административном правонарушении и готов по первому требованию предоставить все интересующие Министерство документы… И пояснил, что не имеет возможности предоставить документы, имеющие отношение к рекламе “Центра” в сети Интернет, так как в 2003 году “Центр” не осуществлял рассылку рекламы по электронным почтовым адресам пользователей сети Интернет, а также добавил, что такую рекламу мог осуществлять недобросовестный конкурент “Центра”, а подозрения в рассылке спама доставляют большие неудобства и наносят моральный вред.

Лучше и не скажешь!

Антиспамерские инициативы…

© Антон Серго, 2005
mail@internet-law.ru

www.internet-law.ru


ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

 

Источник информации: http://www.internet-law.ru/articles/sergo-06-12-05.htm

 

Добавить эту страницу в закладки:

 


 

Разработка сайта
ArtStyle Group