Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17
июля 2008 г. N 501
Об утверждении и введении в действие Положение
об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в
действие прилагаемое Положение об организации профессиональной подготовки работников
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД
20-06-2008).
Руководитель К.Б. Пуликовский
Руководящие документы РД 20-06-2008
Положение об организации
профессиональной подготовки работников федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
Зарегистрировано
Федеральной службой
по экологическому, технологическому
и атомному надзору 11 августа 2008 г.
Регистрационный N 579
Введено
в действие с 17 июля 2008 г.
1. Положение об организации
профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому-, технологическому
и атомному надзору (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; Федеральным законом
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации"; Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании"; Указом Президента Российской
Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации"; постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2001 г. N 109 "Об утверждении
Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение
квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти";
Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
N
401 (с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404).
2. Положение устанавливает
виды профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (первоначальную подготовку, повышение квалификации,
переподготовку, стажировку) и определяет организацию каждого из указанных видов
подготовки.
3. Общая организация профессиональной
подготовки (кроме первоначальной подготовки) работников Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (далее - Служба) возглавляется на Управление
государственной службы и кадров центрального аппарата Службы (далее - Управление
государственной службы и кадров).
Первоначальную подготовку
работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов
Службы (далее - территориальные органы) организуют начальники подразделений, в чьем
подчинении находятся работники, подлежащие указанному виду подготовки.
4. Контроль за проведением
всех видов профессиональной подготовки осуществляют:
- в части, относящейся
к структурным подразделениям центрального аппарата Службы - Управление государственной
службы и кадров;
- в части, относящейся
к структурным подразделениям территориального органа Службы - руководитель соответствующего
территориального органа (через посредство подчиненного ему кадрового подразделения).
При этом осуществляемый
в центральном аппарате Управление государственной службы и кадров и осуществляемый
кадровым подразделением в территориальном органе контроль за первоначальной подготовкой
работников структурных подразделений не освобождает начальников подразделений, в
состав которых назначены соответствующие работники, от обязанности по надлежащему
контролю за качеством проведения этого вида подготовки.
Примечание - В необходимых случаях Управление государственной
службы и кадров вправе осуществлять контроль за проведением всех видов профессиональной
подготовки работников территориальных органов Службы (далее - территориальные органы).
5. Для обеспечения планирования
профессиональной подготовки работников Службы (далее - работники) начальники структурных
подразделений центрального аппарата и руководителе территориальных органов ежегодно,
к 1 октября текущего года, обязаны представлять в Управление государственной службы
и кадров заявки на проведение мероприятий по повышению квалификации, переподготовке
и стажировке (форма заявки определена в приложении
к настоящему Положению).
6. Повышение квалификации,
переподготовка и стажировка работников могут проводиться с отрывом от службы и без
отрыва от службы или с частичным отрывом от службы.
7. Первоначальная подготовка
работников, вновь принятых на государственную службу, организуется с целью адаптации
к условиям работы на рабочем месте, а также с целью ускоренного приобретения знаний,
умений и навыков для выполнения должностных обязанностей.
8. Первоначальная подготовка
осуществляется по дополнительным образовательным программам, а также с использованием
дистанционных технологий, разработанных государственными образовательными учреждениями
и согласованных с Управлением государственной службы и кадров.
9. Подготовка осуществляется
в два этапа - посредством самостоятельного изучения нормативно-правовых документов,
программ дистанционного обучения и стажировки на рабочем месте.
10. По результатам первоначальной
подготовки начальники подразделений, в чьем подчинении находятся работники, подлежащие
указанному виду подготовки, формируют отчетные материалы, в которых отражаются:
- персональные данные подготовленных
работников;
- их возрастные показатели;
- квалификационные характеристики;
результаты дистанционной
подготовки в электронной системе дистанционного обучения;
- результаты анкетирования
работника по окончании дистанционной подготовки.
- результаты прохождения
стажировки.
11. Целью повышения квалификации
работников является систематическое обновление ими своих теоретических и практических
знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню их квалификации
и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
12. Повышение квалификации
проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года в течение всей
службы работника.
Повышение квалификации
работников Службы организуется и проводится на следующих уровнях:
- федеральном - осуществляется
повышение квалификации и переподготовка;
- межрегиональном и территориальном
- осуществляется краткосрочное повышение квалификации.
13. Повышение квалификации
включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее
72 часов) обучение по профилю профессиональной деятельности (на базе образовательного
учреждения);
- краткосрочное (72 - 100
часов) обучение по профилю профессиональной деятельности (на базе образовательного
учреждения с использованием дистанционных технологий);
- длительное (свыше 100
часов) обучение в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного
изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности;
14. Организация мероприятий
по повышению квалификации работников осуществляется в соответствии с контрактами,
заключенными на основе конкурсов между Службой и образовательными учреждениями,
имеющими лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию.
15.
Организация краткосрочного обучения (72-100 часов) на базе образовательного учреждения
(очного обучения):
а) на основании проведенного
конкурса Службой заключается контракт на оказание образовательных услуг с образовательным
учреждением, осуществляющим повышение квалификации государственных служащих. Организация,
проведение и финансирование учебных мероприятий отражаются в контракте, неотъемлемой
частью которого являются расчет стоимости обучения одного работника и акт сдачи-приемки
работ.
б) Обучение работников
Службы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом, учебной программой,
расписанием и другой документацией, входящей в комплект учебно-методического обеспечения
программы подготовки, разработанной образовательным учреждением.
Учебно-тематические планы
и программы повышения квалификации должны быть согласованы с Управление государственной
службы и кадров в срок не позднее 30 дней до начала обучения.
Содержание учебно-тематических
планов и программ может дополняться актуальными темами в процессе обучения.
16. Определение видов,
форм, методов, сроков, специализаций и направлений обучения осуществляется Управление
государственной службы и кадров совместно с образовательными учреждениями. Методы
и формы обучения выбираются образовательным учреждением, исходя из целей, задач
и содержания курса и состава (категории) работников. Около 50 процентов учебного
времени должно отводиться активным методам обучения:
- работе в малых группах;
- деловым играм;
- обсуждению и анализу
проблемных тем и конкретных ситуаций;
- практическим занятиям
на тренажерах;
- поездкам на поднадзорные
Службе объекты;
- проведению "круглых
столов" и т.д.
17. Реализация учебно-тематических
планов и учебных программ обеспечивается профессорско-преподавательским составом
образовательного учреждения, имеющим соответствующее профилю подготовки образование
и опыт практической деятельности в данной сфере. К учебному процессу могут привлекаться
ведущие ученые, представители федеральных и региональных органов исполнительной
власти. К чтению специальных дисциплин и проведению практических занятий (семинаров,
"круглых столов", деловых игр) привлекаются имеющие опыт преподавания
ответственные работники структурных подразделений Службы.
18. Ответственность за
выполнение учебных планов и программ, объема учебного времени, качество обучения
несет образовательное учреждение.
19. При положительном результате
обучения работникам выдаются удостоверения государственного образца.
20. Организация краткосрочного
обучения (72-100 часов) на базе образовательного учреждения с использованием дистанционных
технологий (очно-заочного обучения).
Повышение квалификации
работников с использованием дистанционных форм обучения осуществляется по курсу
(не менее 72 часов) в два этапа:
- первый этап (32 часа)
- заочный, слушатели осваивают на своем рабочем месте в дистанционном режиме по
тематическому электронному учебному пособию в электронной образовательной системе
дистанционного обучения;
- второй этап (40 часов)
повышение квалификации проходит в очном режиме в образовательном учреждении.
21. Организация заочного
обучения работников территориальных органов в электронной образовательной системе
дистанционного обучения осуществляется на рабочих местах. Ответственность за организацию
рабочих мест в соответствии с требованиями к ресурсному обеспечению (программно-техническое,
телекоммуникационное обеспечение), формирование графика работы в системе дистанционного
обучения несет кадровое подразделение территориального органа.
22. Освоение заочного курса
осуществляется на рабочем месте в дистанционном режиме по тематической учебной программе
в электронной образовательной системе дистанционного обучения.
23. Работа в электронной
образовательной системе дистанционного обучения начинается в соответствии с Инструкцией
и Руководством пользователя, разработанными образовательным учреждением.
24. Контроль за качеством
обучения, а также консультационное сопровождение слушателя осуществляет куратор
- представитель образовательного учреждения. Критерием оценки качества дистанционного
обучения в электронной образовательной системе дистанционного обучения Службы является
контрольное тестирование - процент успеваемости, количество пересдач и учебное время,
время работы с учебными материалами.
25. Итоги дистанционного
обучения работников в электронной образовательной системе дистанционного обучения
отображаются в отчете о повышении квалификации и представляются в Управление государственной
службы и кадров.
26. Работники, успешно
сдавшие зачеты и экзамены в электронной образовательной системе дистанционного обучения,
допускаются в установленные сроки к прохождению очного обучения (второй этап) на
базе образовательного учреждения.
27. Организация очного
обучения работников на базе образовательного учреждения аналогична организации обучения
в соответствии п.
15.
28. Работникам, успешно
прошедшим обучение, выдаются удостоверения государственного образца.
29. По результатам очно-заочного
обучения образовательным учреждением, организующим повышение квалификации кадров,
формируется отчет о результатах повышения квалификации.
В отчете должны отражаться:
- персональные данные обучаемых;
- возрастные показатели
обучаемых;
- квалификационные характеристики
обучаемых (категории обучаемых);
- результаты дистанционного
обучения обучаемых в электронной образовательной системе дистанционного обучения;
- результаты анкетирования
по окончании дистанционного обучения;
результаты вводного семинара-совещания
обучаемых на базе образовательного учреждения;
- результаты итогового
семинара-совещания обучаемых по результатам очно-заочного курса.
Отчет о результатах очно-заочного
обучения представляется в Управление государственной службы и кадров.
30. Организация длительного
(свыше 100 часов) обучения работников в образовательном учреждении повышения квалификации
для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности:
31. На основании заявок
Управление государственной службы и кадров формируются группы для повышения квалификации
кадров на базе образовательных учреждений (свыше 100 часов).
32. На основании проведенного
конкурса Службой заключается государственный контракт с образовательным учреждением,
осуществляющим повышение квалификации работников Службы.
33. Организация, сроки
проведения учебных мероприятий определяются образовательным учреждением и отражаются
в государственном контракте, неотъемлемой частью которого являются расчет стоимости
обучения одного слушателя и акт сдачи-приемки работ.
34. В соответствии с установленными
сроками обучения Управление государственной службы и кадров письменно информирует
работников, которые подлежат направлению в образовательное учреждение для повышения
квалификации.
35. Организация повышения
квалификации работников на базе образовательного учреждения аналогична организации
обучения в соответствии п.
15.
36. При положительном результате
обучения работникам выдаются свидетельства государственного образца.
37. Целью переподготовки
работников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по программам,
предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии,
необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовка
осуществляется также для повышения квалификации работников в целях их адаптации
к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности,
в том числе с учетом международных требований и стандартов. В результате переподготовки
работнику может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности.
Переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения
дополнительных профессиональных образовательных программ.
38. Переподготовка работников
организуется и осуществляется в соответствии с контрактами, заключенными на основе
конкурсов между Службой и образовательными учреждениями.
Работникам, успешно прошедшим
переподготовку, выдается диплом государственного образца, удостоверяющий их право
(квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
39. Основной целью стажировки
является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений
и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется
также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских
навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
40. Стажировка может быть
как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним
из разделов учебного плана при первоначальной подготовке, повышении квалификации
и переподготовке работников.
41. Стажировка может проводиться
как непосредственно на рабочем месте, так и в ведущих научно-исследовательских организациях,
образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной
власти, как в Российской Федерации, так и за рубежом.
42. Продолжительность стажировки
устанавливается с учетом ее целей и по согласованию с руководителем предприятия
(объединения), организации или учреждения, где она проводится.
Приложение
Заявка
на проведение мероприятий по
_________________________________________________________________________
(вид
подготовки)
_________________________________________________________________________
(наименование
подразделения центрального аппарата или территориального органа)
N п/п
|
Фамилия, имя, отчество работника, рабочий
телефон
|
Занимаемая должность
|
Дата последнего прохождения подготовки
|
Наименование программы повышения квалификации,
переподготовки, стажировки
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|