ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ Р 22.8.01-96
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ.
1. РАЗРАБОТАН
Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по
стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций».
ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций».
2. ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. №
654.
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
4. Стандарт
разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О
пожарной безопасности».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 2
2. Нормативные ссылки. 2
3. Определения. 2
4. Общие положения. 3
5. Общие требования. 3
5.1. Разведка в зоне ЧС. 3
5.2. Неотложные работы в зоне ЧС. 5
5.3. Жизнеобеспечение населения в
ЧС - по ГОСТ Р 22.0.02. 6
5.4. Обеспечение процесса
ликвидации ЧС. 6
5.5. Организация и руководство
ликвидацией ЧС. 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Общие требования
Safety in
emergencies. Elimination of emergencies. General requirements.
|
Дата введения 1998-01-01
|
Настоящий
стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных,
биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Положения настоящего
стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов
защиты населения и территорий от ЧС.
Настоящий
стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р
22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р
22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р
22.9.04.
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
основных понятий.
ГОСТ
Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные
ситуации. Термины и определения.
ГОСТ
Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
ГОСТ
Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
ГОСТ Р
22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и
катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических
систем. Основные положения и правила.
ГОСТ Р
22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и
катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств
контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их
метрологического обслуживания. Основные положения и правила
ГОСТ
Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение
населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.
ГОСТ
Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное
обеспечение населения. Общие требования.
ГОСТ
Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения.
Основные положения.
ГОСТ Р
22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого
водоснабжения. Общие требования.
ГОСТ Р
22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности
спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации
последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.
ГОСТ
Р 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей
в завалах. Общие технические требования.
3.1. В
настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими
определениями.
3.1.1.
биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической
обстановке в зоне ЧС.
3.1.2.
инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной
обстановке в зоне ЧС.
3.1.3.
медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской
обстановке в зоне ЧС.
3.1.4.
радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной
обстановке в зоне ЧС.
3.1.5.
химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической
обстановке в зоне ЧС.
3.1.6.
санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о
санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
3.1.7.
пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в
зоне ЧС.
3.1.8. санитарно-эпидемиологические
мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС,
проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения,
канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением
средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по
дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или
ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.
3.1.9.
дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных
болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и
биологическими методами.
3.1.10.
детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой
соединения бактериального, растительного и животного происхождения.
3.1.11.
дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению
грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или
экономического ущерба от них.
3.1.12.
дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных
вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.
3.1.13.
Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р
22.0.05.
4.1.
Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья
людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных
потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них
опасных факторов.
4.2.
Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
- разведку с
целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба
и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в
зоне ЧС;
- анализ
данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
- принятие решения
на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;
- проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение
процесса ликвидации ЧС;
-
жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.1.1.
Основными видами разведки являются:
-
биологическая;
- инженерная;
-
медицинская;
-
радиационная;
-
санитарно-эпидемиологическая;
- химическая;
- пожарная.
5.1.2. Общие
требования к разведке, наблюдению и контролю:
-
непрерывность;
-
своевременность;
- полнота и
достоверность данных.
5.1.3. Биологическая
разведка должна:
- определить
масштабы и границы зон заражения;
- выявить
источники, определить вид и характер заражения;
- вести
постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.
5.1.4.
Инженерная разведка должна:
- определить
состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах
движения сил ликвидации ЧС;
- определить
места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в
зоне ЧС;
- определить
состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
- установить
наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
- установить
нахождение пострадавших.
5.1.5.
Медицинская разведка должна:
- выявить
пораженных, их численность и состояние;
- наметить
пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
- определить
районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных
на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
5.1.6.
Радиационная разведка должна:
- выявить источники
радиоактивного загрязнения;
- определить
характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды,
воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определить
направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
- вести
постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
-
предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты
населения и сил ликвидации ЧС.
5.1.7.
Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:
- определить
санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов
эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
-
предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных
мероприятий (обсервации и карантина);
- вести
постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической
обстановки в зоне ЧС.
5.1.8.
Химическая разведка должна:
- выявить
источники химического загрязнения;
- определить
вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности,
воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определить
обходы участков химического заражения;
-
предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
- вести
постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
5.1.9.
Пожарная разведка должна:
- определить
виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения
огня в очагах пожаров;
- оценить
степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
- определить
пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
- выявить
потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с
близостью к очагам пожаров;
- определить
состояние систем противопожарного водоснабжения.
(Измененная
редакция. Изм. № 1)
5.2.1. Аварийно-спасательные
работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и
здоровью.
К
аварийно-спасательным работам относят:
- поисково-спасательные работы;
- горно-спасательные работы;
- противофонтанные
работы;
- работы,
связанные с тушением пожаров;
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий
возникновения источников ЧС.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.2.2. Неотложные
работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения
аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных
ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально
необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их
работоспособности.
(Измененная
редакция. Изм. № 1)
5.2.3.
Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации
отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях
и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально
необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной
очистке и обеззараживанию территории.
(Измененная
редакция. Изм. № 1)
5.2.4.
Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС
предусматривают:
- разведку в
интересах проведения указанных работ;
- инженерное
обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
- локализацию
и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
- поиск,
спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
- создание
минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р
22.3.01;
- обеспечение
безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
- мероприятия
по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
5.2.5.
Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и
здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.
Экстренная
медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных,
лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лечебно-диагностические
и лечебные мероприятия предусматривают:
- проведение
биологической и медицинской разведок;
- определение
состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;
- оказание
пораженным первой медицинской помощи;
- оказание
пораженным первой врачебной помощи;
- оказание
пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
- создание
условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных
в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;
-
лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р
22.3.02.
5.2.6.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:
- проведение
санитарно-эпидемиологической разведки;
-
установление характера инфекционной патологии;
- активное
раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные
больницы из зоны ЧС;
- предупреждение
заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
- выявление
лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;
- соблюдение
мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса
инфекционных болезней из зоны ЧС;
- введение,
при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации,
карантина);
- проведение
дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
-
осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных
заболеваний по эпидемиологическим показаниям;
- проведение
санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению
инфекционных заболеваний.
5.2.7. Охрана
общественного порядка в зоне ЧС.
Охрану
общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования
движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также
воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.
Мероприятия
по охране общественного порядка предусматривают:
- организацию
регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов
транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;
- контроль за
соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
- пресечение
массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;
- охрану
материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;
- учет и
передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных
ценностей;
- учет
эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.
(Измененная редакция.
Изм. № 1)
5.4.1.
Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного
удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания
благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
5.4.2.
Основными видами обеспечения являются:
- инженерное;
-
медицинское;
-
противопожарное;
- радиационное
и химическое;
-
транспортное;
- дорожное;
-
материальное;
-
техническое;
- финансовое;
-
метрологическое;
-
гидрометеорологическое.
5.4.3.
Требования к обеспечению:
- высокая
готовность;
- надежность;
- гибкость.
5.4.4. Инженерное
обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки
для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
5.4.5.
Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания
медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления
работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения
комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.
5.4.6.
Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения
задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
5.4.7.
Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для
выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и
заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав
сил и население.
5.4.8.
Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного
маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых
материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
5.4.9.
Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными
средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
5.4.10.
Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном
состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники,
используемой при ликвидации ЧС.
5.4.11.
Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного
распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по
ликвидации ЧС.
5.4.12.
Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной
готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при
ликвидации ЧС.
5.4.13.
Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки
элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и
гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и
проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
5.5.1.
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к
ликвидации ЧС осуществляется:
- в
соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими
объектах и территориях;
- в
соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и
территориях;
-
установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
- по решению
уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и
субъектов Российской Федерации.
5.5.2.
Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и
организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения,
направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и
организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
5.5.3.
Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о
проведении эвакуационных мероприятий;
- об
остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о
проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций,
находящихся в зоне ЧС;
- об
ограничении доступа людей в зону ЧС.