Ladies and gentlemen’s, добрый вечер.
Наткнулся на один вопрос, который я либо недопонимаю
, либо это будет хорошая тема для обсуждения.
Вопрос заключается в следующем: имя автора – товарный знак или…
Для примера рассмотрим следующую ситуацию.
Человек ничтоже сумняшеся написал книгу «Как прекрасна жизнь в деревне». Придя в редакцию местной газеты «за бутылку» договорился об ее издании (подробности авторского договора умалчиваются). Книга была издана малым тиражом и имела успех в городе. Каждый следующий тираж раскупался очень хорошо.
Человек написал еще несколько книг, которые также активно раскупались.
Следующую книгу этого человека также быстро раскупали, но активно стали появляться негативные отзывы. И, несмотря на то, что после этого человек написал хорошую повесть, ее покупали с меньшей охотой, чем было до неудачной книги.
О чем это говорит (на мой взгляд): купивший книгу запоминает фамилию автора, и она выступает своего рода знаком качества предлагаемого произведения. «Говорю «Око силы» - подразумеваю Валентинова, говорю «Валентинов» - подразумеваю «Око силы»».
Что говорит закон. Да, конкретной нормы я не нашел, но:
Статья 1 Закона РФ «О товарных знаках»: «Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или
физических (выделено мной) лиц». Книга в магазине является товаром, который идентифицируется по названию и имени автора. Издательства перед принятием решения о заключении авторского договора, ориентируются на спрос произведений того или иного автора, так что имя автора служит для индивидуализации выполняемых работ. Формально – все хорошо, за исключением того, что товарный знак подлежит регистрации (ст. 2 указанного закона).
Интересно, что в соответствии со статьей 9 Закона «Об авторском праве» установлено, что авторское право возникает в силу факта создания произведения. Для признания человека автором не требуется каких-либо дополнительных действий, например, регистрации – это воля самого автора.
То есть получается: имя автора фактически выполняет функцию товарного знака, находится под охраной закона, но как таковым средством индивидуализации результатов интеллектуальной деятельности не является, потому как не зарегистрировано.
Согласен, пункт 3 статьи 2 Закона «О товарных знаках» устанавливает, что обладателем права на товарный знак может быть только юридическое лицо, либо осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Говоря о физическом лице, необходимо уточнить, что данное лицо должно быть зарегистрировано как ПБОЮЛ (п.1 ст. 23 ГК РФ), и сдавать в налоговые органы декларации. Но тот же Налоговый кодекс не предусматривает регистрацию автора в качестве предпринимателя, хотя он (автор) очень часто систематически получает регулярный доход, создавая произведения на свой страх и риск (ч.3 п.1 ст. 2 со ссылкой на п.4 ст.23 ГК РФ), но предоставляет вычеты по НДФЛ с авторского гонорара.
Возможно, ответом на мой вопрос будет очередная констатация факта «дыры в законе», но хотелось бы услышать ваше мнение.